Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Новогрудского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 5 г. Новогрудка
- структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.
2.1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
2.2 Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
2.3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
2.4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.
2.5.Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта классных руководителей.
2.6.Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных руководителей.
3.2. Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует их взаимодействие в педагогическом процессе.
3.3. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся.
3.4. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы.
3.5. Обсуждение социально-педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей, материалы аттестации классных руководителей.
3.6. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.
4. Документация
-список членов метод. объединения;
-годовой план работы МО;
-протоколы заседаний МО;
-программы деятельности;
-аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля ( копии справок, приказов);
-инструктивно - метод. документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей;
-материалы « методической копилки» классного руководителя.
5.1. Краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся воспитанников и анализ работы МО, проведенной в предыдущем учебном году.
5.2. Педагогические задачи объединения.
5.3. Календарный план работы МО, в котором отражаются:
-план сессий ( заседаний) МО;
-график открытых мероприятий классов;
-участие МО в массовых мероприятиях школы.
5.4. Повышение профессионального мастерства классных руководителей:
- темы самообразования классных руководителей:
- участие в курсах повышения квалификации
- подготовка творческих работ, выступлений докладов на конференциях;
- работа по аттестации педагогов.
5.5. Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
5.6. Участие в тематическом и персональном контроле за воспитательным процессом.
6.1.Руководитель МО объединения классных руководителей отвечает:
- за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности МО классных руководителей;
- за пополнение методической копилки классного руководителя;
- за своевременное составление документации о работе объединения и
проведенных мероприятиях;
- за соблюдение принципов организации воспитательной работы;
- за выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей;
- за повышение научно-методического уровня воспитательной работы;
- за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей.
6.2.Руководитель МО объединения классных руководителей организует:
- взаимодействие классных руководителей-членов м\о между собой и с другими подразделениями школы;
- открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания МО в других формах;
- изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта классных руководителей;
- консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;
- координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;
- содействует становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов;
- принимает участие в подготовке и проведении аттестации классных руководителей.
Воспитательная работа в школе осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу в свете требований «Концепции воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь» и в соответствии с инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь.
В учреждении существует воспитательная система, которая предполагает правильно и грамотно спланированную и организованную воспитательную деятельность как в школе в целом, так и в классе. Воспитание проходит через уроки образовательного цикла, внеклассную и внешкольную деятельность.
Целью воспитания в нашем учреждении является личностно-ориентированное обучение и воспитание, направленные на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуальных и духовных свойств личности учащихся.
Воспитательные задачи:
1. Развитие творческого потенциала классных руководителей, повышение уровня их профессионального мастерства с выходом на общешкольные мероприятия.
2. Расширение круга интересов учащихся путем организации кружков, секций.
3. Дальнейшее сплочение коллектива.
4. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми разных возрастов.
5. Активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Для реализации поставленных задач в начале учебного года разрабатывается общий план воспитательной работы с учетом желаний и интересов учащихся.
В течение года с классными руководителями проводятся методические объединения и инструктивно-методические совещания, на которых изучаются и анализируется нормативная документация по воспитательной работе, обсуждается план работы Совета профилактики и работа по проведению тематических недель.
В текущем году методическое объединение классных руководителей работает над изучением проблемы идеологического воспитания подрастающего поколения.
В нашей школе большое внимание уделяется профилактике правонарушений среди учащихся. В связи с этим проводятся различные мероприятия, организуются встречи с инспектором ИДН. Практически все учащиеся школы задействованы в различных спортивных секциях и кружках.
Формирование здорового образа жизни является одной из важнейшей составляющей воспитательной работы.
В нашей школе организована работа пресс-центра. Ежегодно выпускается школьная газета «РАЗАМ». Все учащиеся активны и в общешкольных мероприятиях: день знаний, встречи с ветеранами и узниками, дни здоровья, трудовые акции, интеллектуальные игры и т.п.
Общие положения
|
Функции. 1. Организация образовательного процесса
Классный руководитель:
|
2. Работа с семьей
Классный руководитель:
|
3. Организация самоуправления в классе
Классный руководитель:
|
4. Трудовая деятельность класса
Классный руководитель:
|
5. Психолого-педагогическая диагностика и коррекцияexpand_less
Классный руководитель:
|
6. Индивидуальная работа с детьми
Классный руководитель обязан:
|
7. Работа по обеспечению здоровых и безопасных условий воспитательного процесса в классе
Классный руководитель:
|
8. Работа по организации шестого школьного дня
Классный руководитель:
|
Ответственность
Классный руководитель:
|
Взаимоотношения. Связи по должности
Классный руководитель:
|
Заповеди хорошего учителя и классного руководителя
|
Циклограмма деятельности классного руководителя
ЕЖЕДНЕВНО Контроль за: • посещением занятий; • внешним видом обучающихся; • состоянием здоровья; • выполнением правил внутришкольного распорядка учащимися; Профилактика: • опозданий; • противоправного поведения; • конфликтов. Организация: • дежурства учащихся в классном кабинете; • питания учащихся; • ученического самоуправления; • индивидуальной работы с учащимися и их законными представителями. ЕЖЕНЕДЕЛЬНО Контроль за: • ведением дневников; • пропусками уроков. Организация и проведение: • информационного часа, классного часа, мероприятий ; • работы с родителями; • работы с учителями-предметниками, работающими в классе. Анализ: • успеваемости; • уровня воспитанности; • организации питания; • выполнения правил поведения учащихся. ЕЖЕМЕСЯЧНО Посещение: • уроков учителей-предметников в своем классе. Собеседование с: • педагогом-психологом; • педагогом социальным; • педагогом-организатором: • учителями-предметниками. Организация: • заседаний родительского комитета класса; • работы классного актива. НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ЧЕТВЕРТЬ Проводит: • родительское собрание. В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА Оформляет: • классный журнал; • личные дела учащихся. Участвует в работе: • методического объединения классных руководителей; • педагогического совета. Анализирует: • воспитательную работу; • успеваемость; • уровень воспитанности учащихся. В КОНЦЕ ГОДА: • анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся; • собирает и представляет администрации школы статистическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.). |
Статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании определен перечень программно-планирующей документация воспитания. При организации идеологической и воспитательной работы необходимо руководствоваться нормативными правовыми документами и информационно-методическими материалами по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования
(Приложение 1 к инструктивно-методическому письму Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году»).
Каждое учреждение общего среднего образования разрабатывает организационно-управленческую модель документального сопровождения воспитательного процесса.
Основный компонент данной модели:
Программа воспитания учреждения общего среднего образования сроком на 5 лет .
Программа воспитания учреждения общего среднего образования разрабатывается в учреждении образования сроком на пять лет на основе Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, областной, районной (городской) Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи и определяет цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитания обучающихся с учетом особенностей, потребностей и интересов обучающихся и утверждается руководителем учреждения образования. Каждое учреждение образования может составлять на основе региональных и республиканских мероприятий циклограмму общешкольных воспитательных дел.
Значимый компонент модели документального сопровождения воспитательного процесса –планирование различных направлений идеологической и воспитательной работы. Назначение планов – упорядочить деятельность всех участников образовательного процесса по указанным направлениям, обеспечить его организованность, согласованность, скоординированность, системность, логику и последовательность реализации задуманного, соответствие форм и методов содержанию идеологической и воспитательной работы, а также единство и взаимосвязь с учебным процессом.
При составлении планов необходимо соблюдать следующие требования:
В целях совершенствования воспитательной деятельности, более детального ее планирования наряду с планом идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования на текущий учебный год составляются планы, рассчитанные на четверть (полугодие). Такие планы разрабатываются в форме таблицы, графика – планы-графики, планы-сетки мероприятий, что позволяет более рационально планировать и без перегрузок реализовывать предстоящую работу с учетом возможностей подготовки конкретных мероприятий.
В учреждении образования разрабатываются:
План идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования на текущий учебный год (далее – план).
План разрабатывается на основе программы воспитания учреждения общего среднего образования и является разделом годового плана учреждения общего среднего образования. Мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, в том числе в шестой школьный день, (названия мероприятий, сроки, место их проведения, участники, а также ответственные за их проведение) входят в подразделы данного плана.
План идеологической и воспитательной работы на четверть (полугодие), включая работу на каникулах.
1 План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (составляется на период реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении).
2 План воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
3 План работы Совета профилактики (входит в план работы учреждения) и протоколы заседаний Совета профилактики.
4 План работы и протоколы заседаний методического объединения классных руководителей.
Рекомендуемая модель плана идеологической и воспитательной работы – по содержанию воспитательной деятельности, в соответствии с основными составляющими непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи:
В структуре учетно-планирующей документации также должны быть представлены:
Вся необходимая органам управления образования и заинтересованным структурам аналитическая информация должна содержаться в отчете учреждения общего среднего образования по идеологической и воспитательной работе за год, а также в аналогичных отчетах конкретных специалистов (педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя, педагогов-организаторов, специалистов СППС). Недопустимо требование различными местными управленческими и методическими структурами от педагогических коллективов подготовки дополнительных многочисленных текущих отчетов (аналитических информаций) локального значения.
Документация, которую необходимо вести педагогическому работнику, выполняющему функции классного руководителя:
Документация СППС учреждения образования:
В соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании» и постановлением Министерства образования от 26.07.2011 № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в учреждениях образования создаются социально-педагогические и психологические службы (далее – СППС). Учреждения образования разрабатывают Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. В приказе о создании СППС указывается ответственное лицо, на которое возлагается руководство СППС, это может быть руководитель учреждения образования либо его заместитель (руководитель структурного подразделения). Руководитель отвечает заперспективное планирование.
В план работы СППС включаются мероприятия по следующим направлениям:
Подробный план работы СППС дает нормативное основание для проведения работ, привлечения к ним педагогов, других работников, использования оборудования и помещений.
Мероприятия по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, реализуются СППС учреждения образования в соответствии с планом воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (составленного на основании Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, утвержденной приказом Министерства образования от 24.05.2011 № 336) и индивидуальными планами защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении. Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатываются и утверждаются в соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47 в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 117) и утверждаются руководителем учреждения образования.
Министерство образования обращает внимание на то, что акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних (по форме Приложения 2 к Инструкции от 28 июля 2004 г. № 47) составляются только при подготовке решения о постановке обучающихся на учет (снятии с учета) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Другая информация о посещении семей составляется в свободной форме, но обязательно с указанием цели посещения и соответствующих выводов.
Педагог-психолог и педагог социальный самостоятельно определяют вид текущего планирования с учетом сложившейся традиции планирования и специфики функционирования учреждения образования. Это могут быть планы на четверть, семестр, полугодие. В отличие от плана работы на год, в текущем плане детализируются, уточняются по времени запланированные раннее мероприятия, а также включаются виды работ, диктуемые актуальной ситуацией.
К необходимым видам учетно-планирующей документации СППС учреждения образования также относятся документы, сопровождающие оказание следующих видов психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая профилактика и просвещение, а также психолого-педагогическую диагностика как составная часть любого вида психолого-педагогической помощи. Документация психолога об оказании гражданину психологической помощи применяется только для служебного пользования.
Специалисты СППС ведут журнал учета консультаций участников образовательного процесса, в котором фиксируются фамилии, имя, отчество обратившихся или шифр в случае анонимного обращения, тема консультации, рекомендации консультируемого, при необходимости могут вносится планируемые дальнейшие действия специалиста (например, пригласить кого-либо на беседу, дать рекомендации педагогам и т.д.).
Коррекционная (развивающая) психологическая помощь документально обеспечивается используемыми программами (с указанием источника или списка использованной литературы при самостоятельном составлении программы), схемами проведенных занятий, списками участвовавших в них, а также кратким рефлексивным аналитическим материалом по итогам реализации программы.
Психопрофилактическая и просветительская помощь предполагает накопление используемых материалов лекций, бесед, проведенных занятий и игр, сценарии мероприятий, рекомендаций, изданных методических материалов, листовок и т.п.
При реализации диагностического направления работы специалисты хранят используемые методы и методики, индивидуальные и групповые материалы диагностических обследований, обработанные протоколы результатов, записки по итогам проведения исследований и т.д.
Рабочая документация специалиста СППС учреждения образования определяется актуальными потребностями специалиста и включает оптимальное количество документов для организации и фиксации его профессиональной деятельности. Этика профессиональной деятельности требует, чтобы каждый вид работы сопровождался подготовкой тех или иных документов, подтверждающих начало, ход и окончание процесса.
Необходимо четко различать документацию СППС и документацию специалистов СППС. Каждым сотрудником службы ведется своя (личная) необходимая для работы документация, т.н. рабочая документация. К ней могут относиться планы работы специалистов на год (в отличие от плана работы СППС), рабочие планы отдельных мероприятий, промежуточные записи о сопровождении случаев и т.п.
В процессе сбора данных об учащихся также накапливаются справки, выписки из документов, позволяющие в дальнейшем составлять психолого-педагогические характеристики обучающихся. Документы такого рода не подлежат строгой формализации и регламентированию. Следует избегать составления излишних тематических планов и папок. При увольнении специалисты СППС передают соответствующую документацию руководителю СППС или сдают на хранение руководителю учреждения образования.
Местным исполнительным и распорядительным органам, руководителям органов управления образованием недопустимо на уровне области, района (города) разрабатывать и предъявлять к исполнению учреждениями общего среднего образования нерегламентированные нормативными правовыми документами и методическими рекомендациями Министерства образования требования к ведению планирующей и учетно-отчетной документации по организации идеологической и воспитательной работы и загружать педагогических работников несвойственными их функциональным обязанностям поручениями по выполнению данных требований.
Утверждено директором школы А.И. Редько
Документация, которую необходимо вести педагогу-организатору:
Документация ОО «БРПО»:
Документация ОО «БРСМ»:
Приказ от 29.08.2014г.