Внедрение модели организации индивудуальной профилактической работы в учреждении образования на ранней стадии выявления признаков десоциализации

Цель и задачи проекта

Цель инновации – формирование социальной направленности поведения несовершеннолетнего во всех сферах его жизнедеятельности посредством внедрения модели организации индивидуальной профилактической работы.

Задачи проекта:

1. Изучить существующие теоретические и практические подходы к профилактической работе с несовершеннолетними.

2. Разработать критерии дифференциации учащихся при проведении индивидуальной профилактической работы.

3. Определить тенденции формирования положительных черт личности на различных этапах индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.

4. Разработать программу поэтапного педагогического взаимодействия  для несовершеннолетних:

              – не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности учащихся;

              – совершающих противоправные действия;

5. Определить эффективные формы и методы педагогического взаимодействия с несовершеннолетним в рамках внедряемой модели.

6. Разработать учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное педагогическое взаимодействие при проведении индивидуальной профилактической работы.

 

свернуть

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

В основу нововведения положены:

– идеи Дистервега , Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского и др. о том, что человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой, наследственностью, воспитанием. Ни одним из данных факторов нельзя пренебрегать, анализируя причины осложненного поведения подростка;

− теория социализации личности (В.А.Караковский, В.Т.Кабуш, В.М.Коротов, Л.И.Новикова и др.), основой которой является включение несовершеннолетнего в систему общественных отношений;

− учение о ведущей роли деятельности в становлении личности, ее собственной активности в процессе развития, воспитания и самосовершенствования (Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, К.В.Гавриловец, Ф.В.Кадол, И.И.Казимирская, Я.Л.Коломинский, А.И.Кочетов и др.);

– идеи А.С. Макаренко о том, что процесс переформирования личности необходимо организовать в два этапа: воспитание сознания и организация правильного поведения. Воспитание сознания, правильное понимание того, как нужно поступать, еще не предопределяет правильное поведение;

– результаты диссертационного исследования Г.Я. Бархерит в части  корреляционной зависимости между положительными и отрицательными чертами и качествами личности несовершеннолетнего, доказанные методами математической статистики.

свернуть

Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности

Критерии

Показатели

Методики

Социальная адаптированность

 

Умение строить свои взаимоотношения с окружающими, рационально решать жизненные проблемы,  правильно реагировать на конфликтные ситуации

 

1.Опросник социально-психологической адаптации (К.Роджерс и Р.Даймонд).

2.Измерение мотивации достижения (М.Ш.Эминов);

3.Методика исследования самоотношения (МИС);

 

Способность противостоять негативному влиянию

Умение рационально решать жизненные проблемы, принимать ответственность за свое поведение, делать правильный вывод

1.Методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению (К.Н.Томаса)

2.Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

3.Диагностика волевого самоконтроля (ВСК);

Уровень способности к саморегуляции  и дисциплинированности

 

-дисциплинированность

-обязательность, ответственность

Умение выполнять данное слово, отвечать за свои поступки. Умение доводить начатое дело до конца

 

1.Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК)

2.Анализ посещения учебных занятий;

3.Анализ выполнения учащимися правил внутреннего распорядка учреждений;

4.Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контатктов (В.В.Бойко);

5.Тест «Размышляем о жизненном опыте»

(В.Г. Максимов);

6.Тест «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов)

Участие в коллективных, общественных делах

 

 

Умение трудиться на благо общества, учебного заведения, класса

 

1.Методика «Выявление мотивов

участия учащихся в делах учебной группы» (О.В.Лишина)

2.Методика «Акт добровольцев» (Л.В.Байбо-родов)

3.Методика изучения личности учащегося и коллектива учебной группы (В.Г. Максимов);

4. Методика определения уровня развития самоопределения в коллективе учащихся (М.И.Рожков);

5.Анкета изучения уровня воспитанности школьников

-отсутствие вредных привычек

 

Наличие или отсутствие вредных привычек

 

1.Статистический и структурный анализ  состояния пьянства, курения, наркомании и вензаболеваний  среди учащихся;

2.Анкета «Проблема никотиновой зависимости»;

3.Анкета «Проблема наркомании»;

4.Анкета «Проблема алкогольной зависимости»;

5.Анкета «Знания о профилактике СПИДа»;

6. Анкета «Изучение мотивов курения» (А.И. Красило);

 

Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей результатами деятельности

Положительная динамика

 

свернуть
поделиться в: