Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Новогрудского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 5 г. Новогрудка
Цель инновации – формирование социальной направленности поведения несовершеннолетнего во всех сферах его жизнедеятельности посредством внедрения модели организации индивидуальной профилактической работы.
Задачи проекта:
1. Изучить существующие теоретические и практические подходы к профилактической работе с несовершеннолетними.
2. Разработать критерии дифференциации учащихся при проведении индивидуальной профилактической работы.
3. Определить тенденции формирования положительных черт личности на различных этапах индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.
4. Разработать программу поэтапного педагогического взаимодействия для несовершеннолетних:
– не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности учащихся;
– совершающих противоправные действия;
5. Определить эффективные формы и методы педагогического взаимодействия с несовершеннолетним в рамках внедряемой модели.
6. Разработать учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное педагогическое взаимодействие при проведении индивидуальной профилактической работы.
В основу нововведения положены:
– идеи Дистервега , Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского и др. о том, что человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой, наследственностью, воспитанием. Ни одним из данных факторов нельзя пренебрегать, анализируя причины осложненного поведения подростка;
− теория социализации личности (В.А.Караковский, В.Т.Кабуш, В.М.Коротов, Л.И.Новикова и др.), основой которой является включение несовершеннолетнего в систему общественных отношений;
− учение о ведущей роли деятельности в становлении личности, ее собственной активности в процессе развития, воспитания и самосовершенствования (Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, К.В.Гавриловец, Ф.В.Кадол, И.И.Казимирская, Я.Л.Коломинский, А.И.Кочетов и др.);
– идеи А.С. Макаренко о том, что процесс переформирования личности необходимо организовать в два этапа: воспитание сознания и организация правильного поведения. Воспитание сознания, правильное понимание того, как нужно поступать, еще не предопределяет правильное поведение;
– результаты диссертационного исследования Г.Я. Бархерит в части корреляционной зависимости между положительными и отрицательными чертами и качествами личности несовершеннолетнего, доказанные методами математической статистики.
Критерии |
Показатели |
Методики |
Социальная адаптированность
|
Умение строить свои взаимоотношения с окружающими, рационально решать жизненные проблемы, правильно реагировать на конфликтные ситуации
|
1.Опросник социально-психологической адаптации (К.Роджерс и Р.Даймонд). 2.Измерение мотивации достижения (М.Ш.Эминов); 3.Методика исследования самоотношения (МИС);
|
Способность противостоять негативному влиянию |
Умение рационально решать жизненные проблемы, принимать ответственность за свое поведение, делать правильный вывод |
1.Методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению (К.Н.Томаса) 2.Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». 3.Диагностика волевого самоконтроля (ВСК); |
Уровень способности к саморегуляции и дисциплинированности
|
-дисциплинированность -обязательность, ответственность Умение выполнять данное слово, отвечать за свои поступки. Умение доводить начатое дело до конца
|
1.Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) 2.Анализ посещения учебных занятий; 3.Анализ выполнения учащимися правил внутреннего распорядка учреждений; 4.Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контатктов (В.В.Бойко); 5.Тест «Размышляем о жизненном опыте» (В.Г. Максимов); 6.Тест «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов) |
Участие в коллективных, общественных делах
|
Умение трудиться на благо общества, учебного заведения, класса
|
1.Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах учебной группы» (О.В.Лишина) 2.Методика «Акт добровольцев» (Л.В.Байбо-родов) 3.Методика изучения личности учащегося и коллектива учебной группы (В.Г. Максимов); 4. Методика определения уровня развития самоопределения в коллективе учащихся (М.И.Рожков); 5.Анкета изучения уровня воспитанности школьников |
-отсутствие вредных привычек
|
Наличие или отсутствие вредных привычек
|
1.Статистический и структурный анализ состояния пьянства, курения, наркомании и вензаболеваний среди учащихся; 2.Анкета «Проблема никотиновой зависимости»; 3.Анкета «Проблема наркомании»; 4.Анкета «Проблема алкогольной зависимости»; 5.Анкета «Знания о профилактике СПИДа»; 6. Анкета «Изучение мотивов курения» (А.И. Красило);
|
Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей результатами деятельности |
Положительная динамика |
|