III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов

Фотоотчет о проведении родительского университета

Для просмотра нажмите

 

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов

" Факторы риска для здоровья     

современной молодежи"

 

К основным проблемам здоровья относятся:

Травмы

Ведущей причиной смертности и инвалидности среди подростков являются непреднамеренные травмы. Многие из погибших являлись «уязвимыми участниками дорожного движения», включая пешеходов, велосипедистов или пользователей моторизированных двухколесных транспортных средств.

 

Психическое здоровье

Депрессия является третьей ведущей причиной заболеваний и инвалидностей среди подростков, а суицид как причина смерти находится на третьем месте среди старших подростков 15-19 лет. Насилие, бедность, унижение и ощущение ненужности, может усилить риск развития проблем психического здоровья.

Содействовать хорошему психическому здоровью может воспитание у детей и подростков жизненных навыков, предоставление им психосоциальной поддержки в школах и других социальных условиях. Кроме этого, большое значение имеют программы, помогающие укреплению связей между подростками и их семьями. При возникновении проблем их следует выявлять и решать действиями компетентных и заботливых работников здравоохранения.

 

Насилие

Межличностное насилие является третьей по значимости причиной смерти среди подростков во всем мире, хотя распространенность случаев насилия в мире колеблется в значительных пределах в зависимости от региона.

 

ВИЧ/СПИД

Молодым людям нужно знать, как защитить себя, и они должны располагать этими средствами для достижения. Сюда относится возможность иметь презервативы для предотвращения передачи вируса половым путем, а также чистые иглы и шприцы для тех, кто потребляет наркотики внутривенно. Необходимо также улучшить доступ к тестированию ВИЧ и последующие лечение ВИЧ для ВИЧ-позитивных подростков.

 

Алкоголь и наркотики

Серьезную озабоченность во многих странах вызывает распространенное среди подростков пьянство, наносящее ущерб здоровью. Пьянство снижает самоконтроль и способствует поведению, сопряженному с риском, например, небезопасным половым сношениям. Пьянство является первопричиной травм (включая травмы, вызванные дорожно-транспортными происшествиями), насилия (особенно со стороны партнера) и преждевременной смерти. Оно также может вести к проблемам со здоровьем в более поздний период жизни и отразиться на ожидаемой продолжительности жизни. 

 

Недостаточное питание и ожирение

Многие мальчики и девочки в подростковый возраст в состоянии недоедания, что делает их более уязвимыми к болезням и ранней смерти. Количество подростков, страдающих излишним весом или ожирением, возрастает как в странах с низким, так и в странах с высоким уровнем доходов.

 

Физическая активность

Физическая активность имеет важнейшее значение для укрепления здоровья подростков, включая улучшение состояния органов дыхания, сердечно-сосудистой, мышечной и костной систем, поддержание здоровой массы тела, а также улучшение психосоциальных характеристик. ВОЗ рекомендует подросткам ежедневно уделять не менее 60 минут физической активности от умеренной до высокой интенсивности, включая игры, занятия спортом, а также активные способы передвижения (такие как езда на велосипеде и ходьба) или физическая подготовка.

 

Употребление табака

Подавляющее большинство людей, употребляющих табак в настоящее время, начали это делать, когда они еще были подростками (в возрасте до 18 лет).

 

свернуть

10 класс. Тема 1. СЕНТЯБРЬ

Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей.
Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения.

При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Здоровый образ жизни школьника включает:

§      правильное питание

§      занятие физическими упражнениями

§      закаливание

§      соблюдение режима дня

§      соблюдение норм гигиены

§      отказ от вредных привычек.

Правильное питание школьника должно быть:

§      соответствующим возрасту;

§      желательно четырехразовым;

§      сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;

§      полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.

У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50%. Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения

и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.

Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить.

Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.

Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.

Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если

попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

 
   

 

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

§      учебные занятия в школе;

§      учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);

§      сон;

§      питание;

§      занятия физическими упражнениями;

§      отдых;

§      занятия в свободное время.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

§      снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;

§      повышением количества ошибок наряду с  хорошо выученным правилом;

§      рассеянностью     и     невнимательностью     ребенка,     быстрой утомляемостью;

§      изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.

  • Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
  • Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.

Потребность в сне составляет:

  • в 10-12 лет – 9-10 часов,
  • в 13-14 лет – 9-9,5 часов,
  • в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.

Питание

Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.

Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

свернуть

10 класс. Тема 2. НОЯБРЬ

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения
влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребѐнку

 

 

 

Брошюра

свернуть

11 класс. Тема 1. ОКТЯБРЬ

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к оказанию помощи своим детям в период профессионального самоопределения.

Задачи: содействовать формированию у родителей устойчивых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации старшеклассников;

обеспечить тесное сотрудничество школы и семьи в вопросах укрепления взаимоотношений между родителями и детьми.

Добрый день, уважаемые родители! Поздравляю Вас и Ваших детей с приближающимся окончанием школы. Ваши дети стоят на пороге новых начинаний, важных жизненных перемен. Нашим старшеклассникам пришло время определить свою дальнейшую жизнь и судьбу. В их жизни наступает ответственный и серьёзный этап – выбор будущей профессии. А наша с вами задача оказать им помощь и поддержку на этом сложном жизненном этапе.

Предлагаю следующий эпиграф для нашего занятия:

«Если вы удачно выберете

труд и вложите в него всю

свою душу, то счастье само

вас отыщет».

К.Д. Ушинский, 

русский педагог, писатель.

 

Дорогие родители, давайте порассуждаем. Согласны ли Вы с высказыванием? Как вы считаете, действительно ли важно правильно, «удачно» выбрать профессию (труд) для человека? Если профессия (труд) будет не соответствовать вашим первичным представлениям о ней, возможно ли «вложить в него всю свою душу»? Выскажите, пожалуйста, своё мнение.

Ответы родителей.

Обсуждение вариантов ответов.

 

Основная часть.

Проблема выбора профессии старшеклассником это, прежде всего, его собственная проблема. Однако, за редким исключением, это все же проблема не только ребенка, но и родителей, семьи в целом. Профессиональное самоопределение процесс долгий и нелегкий. У кого-то все складывается гладко: интересы совпадают со способностями, мнение детей с мнением родителей. Однако, такой вариант, скорее исключение. С решением о выборе профессии подростки напрямую сталкиваются уже в 14-15 лет, поскольку встает вопрос о выборе образовательного маршрута после 9 классов: пойти в 10-й класс или пойти осваивать профессию. Дилемма непростая, учитывая то, что не каждый учащийся является к этому моменту цельной личностью с прочной мировоззренческой позицией. Поэтому родители в первую очередь должны помочь своему ребенку сделать правильный выбор.

Давайте с помощью анкеты «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» определим степень вашего участия в подготовке ребенка к выбору профессии.

Анкета (для родителей) «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии».

Инструкция: Я сейчас зачитаю Вам ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно слушайте каждое  суждение. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «Да», если не соответствует, то «нет».

  1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
  2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги (информацию), бываем в музеях, на выставках.
  3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
  4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
  5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
  6. Я никогда бы выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
  7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
  8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
  9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.
  10. Если в школе будет организован школьный лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда пойдет.
  11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
  12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
  13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
  14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
  15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
  16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

Теперь подсчитаем, сколько баллов Вы набрали. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ: «да» 1,2,4,7,8,10,11,14,16;

              «нет» 3,5,6,8,12,13,15.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:

12-13 – можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;

8-11 – Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьника к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;

4-7 – этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;

0-3 – у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении  и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах [2, с. 45].

Итак, вы видите результаты анкеты и четко можете представить свою позицию на данный момент.

Интерактивное упражнение «Роль родителей». Сейчас давайте, разделимся на две группы (без ориентации на результаты анкеты): первая группа – родители, которые принимают активное участие в профессиональной ориентации ребенка, вторая – родители, которые считают, что при выборе профессии родителям не стоит вмешиваться в этот процесс. Первая группа родителей на стикерах записывает «почему старшеклассники нуждаются в помощи родителей», вторая группа на стикерах записывает «почему выбор старшеклассника должен быть самостоятельным, без участия родителей». После обсуждения родителей в группах, на доске презентуются результаты каждой группы.

(Ответы родителей).

Обсуждение результатов: и все-таки, на ваш взгляд, нуждается ли старшеклассник в моральной поддержке, подсказке родителей в период самоопределения? Готов ли он осуществить самостоятельный выбор в период самоопределения? (Ответы родителей).

Большое спасибо! Я думаю, что наша совместная работа поможет вам осознать важность участия родителей в процессе самоопределения вашего ребенка.

Видеоролик. Проблема выбора старшеклассниками своей будущей профессии весьма актуальна, как для самих подростков, так и для их родителей. Многие выпускники задаются вопросом: «В каком классе мне стоит задуматься о выборе своей будущей профессии?» Родители определяются с ответом: «Какова моя роль при выборе будущей профессии сыном или дочерью?»

Ответы на эти вопросы мы попробуем найти, просмотрев видеоролик «Профориентация старшеклассников» (https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/).

Как мы увидели, для подростка и юноши выбор профессии, в большей степени, это моральная проблема. Понятие «призвание» первоначально имело религиозный смысл: подразумевалось, что это Бог призывает человека к определенной деятельности, дав ему соответствующий социальный статус или путем индивидуального откровения (как Жанне д`Арк явилась во сне Богоматерь). Сегодня призванием обычно называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Однако склонности и интересы формируются и изменяются в процессе самой деятельности.

Выпускник с новеньким аттестатом о среднем образовании – словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше. Да и перед глазами нет придорожного камня, где было бы написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

 

 

В записных книжках А.П. Чехова можно найти такие слова: «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам он занимается наукой». Поменяться бы ученому и переплетчику местами! От этого выиграло бы общество, и сами бы они занялись любимым делом.

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.

Часть молодых людей руководствуется принципом: «корочка для полочки». В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Человек, имеющий высшее образование, обладает определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую должность, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы формально получить высшее образование.

На выбор профессии влияют много факторов: популярность профессии, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д.

 

Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упреков и натиска.

 

Релаксационно-аналитическое упражнение «Моё прошлое». Уважаемые родители, давайте погрузимся в свои воспоминания, мысленно вернемся в школьные годы, вспомним себя, период выбора будущей профессии. Кто повлиял на ваш выбор? Кто стал значимым человеком в этом выборе? Почему вы прислушались к его советам? (Родители высказываются, рассказывают о советах близких, значимых людей).

 

Уважаемые родители, в начале нашей встречи вы проанализировали вашу роль в оказании помощи своему ребенку в подготовке профессии. Замечательно, что многие из Вас осознают значимость и необходимость этой помощи для самого ребенка. Ведь семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы мечтаем, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с ними нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительней. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого старшеклассника, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной специальности. [1, с. 13].

Очень важно, чтобы родители также часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Необходимо, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот отвечает. И если старшекласснику кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что даннаю профессию он выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития. Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Часто, выбирая профессию, дети имеют весьма приблизительное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Жизненный опыт старшеклассника ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереальный характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребенка могут возникнуть вопросы о содержании профессии, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность», например, заявлять: «Хочу быть начальником». Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Часто дети могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых (родителей) в таком важном вопросе.

 

Интерактивное упражнение «Проблемная ситуация». Давайте рассмотрим возможные проблемные ситуации, которые могут возникнуть в процессе выбора будущей профессии и попробуем проиграть пути их решения, используя определенные роли: роль эксперта, роль советчика, роль специалиста.

Родители делятся на 4 группы. В каждой группе выбирается один человек, который будет играть роль ребенка. Остальные выполняют роль, предложенную педагогом, и «набрасывают» варианты решения проблемной ситуации. В ходе упражнения необходимо действовать по следующему алгоритму: «Роль – Проблема Решение».

1-я группа: Роль «родитель-эксперт» – проблема: старшеклассник не может определиться между двумя понравившимися профессиями (специальностями) – решение (как помочь в этом случае старшекласснику?).

2-я группа: Роль «родитель-советчик» – проблема: старшеклассник растерян и не может сделать выбор в пользу какой-либо профессии, ему ничего не нравится – решение (как помочь в этом случае старшекласснику?).

3-я группа: Роль «родитель-эксперт» – проблема: старшеклассник выбрал профессию, которая не нравится его родителям; объяснить почему именно эту профессию он выбрал у него не получается – решение (как помочь в этом случае старшекласснику?).

4-я группа: Роль «родитель-специалист» – проблема: старшеклассник выбрал профессию, ориентируясь на «красивое название» (либо по принципу династии), не учитывая свои индивидуально-личностные особенности – решение (как помочь в этом случае старшекласснику?).

Каждая группа самостоятельно в течение 10 минут решает проблемную ситуацию, а затем у доски двумя родителями (первый играет роль старшеклассника, второй – роль, предложенную заданием) проигрывается проблемная ситуация, выводятся пути ее решения.

(Работа по группам, презентация результатов работы).

Итак, мы подошли к обсуждению вопроса: Как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии?

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родители могут выступать как эксперты и поделиться той информацией, которой владеют: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для детей, если родители делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы особенно важны и производят на детей большое впечатление, если известно, каким образом завершился выбор профессии.

Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую Ваш ребенок выбрал. Опыт подобного общения способен подтолкнуть старшеклассника к выбору профессии и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной им специальности.

Будет очень хорошо, если у ребенка имеется запасной вариант при выборе профессии. Как правило, сами старшеклассники об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу ребенка. Обсудить со старшеклассником пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?» Тревожному ребенку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать» и т.д.

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. С одной стороны, трудовая семейная династия может ограничить вероятный выбор. Старшеклассник как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет, какие качества для нее требуются. Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет [1, с. 15].

Также, родители могут воспользоваться следующими рекомендациями.

 

Памятка для родителей старшеклассников «Как помочь ребенку выбрать профессию?».

Помогая ребенку выбирать профессию необходимо учитывать:

  • Профессия должна соответствовать профессиональным интересам Вашего ребенка. К 14 годам у многих детей уже есть профессиональные интересы, например, фотосъёмка, моделирование одежды, программирование, музыка, иностранные языки, спорт, биология, механика и т.д. Очень важно поощрять эти интересы – приобретать необходимое оборудование, литературу, записывать в кружки по интересам. Чем выше этот интерес, чем больше радости доставляет он ребенку, тем больше выбранная профессия должна включать этот элемент. Если же профессиональные интересы еще не сформированы, помогите Вашему ребенку поэкспериментировать с различными направлениями.
  • Профессия должна соответствовать особенностям личности ребенка, развивать его потенциал. Трудно себе представить нетерпеливого, неусидчивого архитектора или замкнутого, необщительного журналиста. Конечно, и такое случается, но в данных случаях исключения, скорее подтверждают правила.
  • Востребованность профессии на рынке труда. Люди работают не только для личностного развития, творчества, общения… но и для зарабатывания денег. Самый простой способ изучения информации о востребованности профессии – объявления об открытых вакансиях в интернете, СМИ, кадровых агентствах и Службе занятости. Так же полезно заглянуть в раздел «резюме» и Вы приблизительно сможете понять, в каких областях рынок труда перенасыщен специалистами.
  • Возможности получения образования по данным профессиям, в том числе и материальные возможности семьи. Предлагают ли УВО вашего города обучение по выбранной профессии, или нужно будет учиться в другом городе? Какова стоимость этого обучения? (https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Pomoshh-v-vybore-professii.pdf)

 

Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, и педагогов, и всех других взрослых, неравнодушных к судьбе молодых людей. Очень важно, чтобы наши дети выбрали профессию по душе, которая для них интересна и привлекательна. Когда-то Н.К. Крупская писала: «Только когда профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, тогда только может он черпать радость в свое труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».

 

Заключительная часть.

Самое главное для наших детей: в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится тот, кто поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в их силах и побуждает к достижениям уже в будущем. Спасибо за работу.

Наша встреча подходит к концу. Уверена, что сегодняшняя тема помогла Вам увидеть доминирующую роль семьи в профессиональном самоопределении старшеклассников, осознать потребность старшеклассников в родительской поддержке на этапе выбора будущей профессии. Здоровья, благополучия, удачи в воспитании и образовании детей. Успехов в выборе профессии!

Вопросы для обсуждения:

  1. Как Вы оцениваете свою роль в поддержке ребенка в своей семье? С какими трудностями и проблемами Вы сталкиваетесь?
  2. Считаете ли Вы актуальной тему сегодняшнего разговора? Аргументируете свою точку зрения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Рекомендуемая форма проведения занятия – интерактивная лекция, последовательное изложение материала по заявленной теме.

Проведению занятия предшествует предварительная подготовка: классный руководитель изучает литературу по теме занятия, осуществляет отбор необходимой информации, выбирает форму проведения занятия, готовит презентацию, подготавливает бланки ответов по анкете, осуществляет поиск рекомендаций, видеоролика, размещенных на интернет-ресурсе https://roduniversitet.bspu.by.

Эффективными методами и приёмами являются следующие:

опора на жизненный опыт родителей;

психологические советы и практические рекомендации по вопросам подготовки учащихся к выбору будущей профессии.

В качестве подведения итогов родителям предлагается выразить свою точку зрения по заявленной тематике и высказать впечатление от участия в занятии.

  1.  

 

 

Памятка

свернуть

11 класс. Тема 2. ДЕКАБРЬ

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернетзависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

Подробнее здесь

свернуть
поделиться в: