Инновационная деятельность

Обоснование целесообраности (актуальности) темы инновации

 Система образования Республики Беларусь вышла на новый этап совершенствования воспитательной и идеологической работы – создание целостной образовательной среды, формирующейся содержанием образовательного процесса, используемыми инновационными технологиями и всей организацией жизни в учреждении образования и ближайшем социальном окружении.

 В то же время, происходит утрата ориентиров в системе ценностей, возрастает влияние социальных сетей на несовершеннолетних, уменьшается влияние семьи на их воспитание.  В государственном учреждении образования “Средняя школа №5 г. Новогрудка” несмотря на разноплановую и содержательную профилактическую работу с учащимися, продолжают иметь место преступления и правонарушения среди несовершеннолетних, за период 2015-2020 год учащимися школы совершено 3 преступления и 5 правонарушений. Индивидуальная профилактическая работа, как правило, организуется и проводится по факту совершения ими противоправного деяния, из-за десоциализации несовершеннолетних.

 Под десоциализацией понимается - процесс потери субъектом конкретных социальных ценностей и приоритетов, отказ от прежних правил, норм поведения, обычного образа жизни. Проявления десоциализации личности наиболее характерны для подросткового периода, что связано с противоречием между возросшими физическими возможностями, духовным самосознанием подростка и незнанием способов социального удовлетворения своих потребностей в мире взрослых. Проявляется интерес к самому себе, формирование собственных взглядов и суждений; появляются собственные оценки событий и фактов. Самореализация в социуме приобретает иные формы, вплоть до противоправных.

 Десоциализация проявляется у подростков в виде несоответствия их поведения нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функцию институтов социализации (семья, учреждение образования). Как показывает практика, проявления десоциализации у подростков в наши дни является результатом взаимовлияния в подростковой среде, обусловленного совместным времяпровождением, общением в социальных сетях, а также влиянием СМИ, интернета, игровой зависимости и др. Именно в этот период огромное влияние оказывает среда проживания и ближайшее окружение. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение, чаще и в крайних формах стала проявляться жестокость и агрессивность, совершаются правонарушения и преступления, стали появляться новые формы десоциализации. 

 Десоциализация имеет комплексную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися во взаимодействии и взаимовлиянии. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

 Изучение организации профилактической работы в учреждениях образования показывает, что в учреждениях образования отсутствует обоснованный дифференцированный подход в работе с несовершеннолетними, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащихся и несовершеннолетними, совершающими противоправные действия; несвоевременно диагностируются отклонения в процессе нравственно-правового становления личности, не всегда принимаются адекватные психолого-педагогические меры. Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися организуется и проводится только по факту совершения ими противоправного деяния, профилактические меры сводятся, в основном, к информационной и просветительской работе. В учреждениях образования не полностью используется потенциал социально-педагогической и психологической службы в работе с родителями, социумом, отсутствуют эффективные формы и методы работы педагогов социальных, учителей, выполняющих функции классных руководителей, администрации школ для оказания педагогической помощи несовершеннолетним, ненадлежаще исполняющим обязанности учащегося или совершающими противоправные действия.

 Актуальность темы заключается в необходимости изменения концепции профилактической работы. Работу необходимо продуманно дифференцировать, организовывая педагогическое взаимодействие с несовершеннолетними, неисполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащегося, и с несовершеннолетними, совершающими противоправные действия. 

 При организации педагогического взаимодействия для исправления личности необходимо пользоваться тактикой положительного проектирования качеств личности и организацией опыта правильного поведения, учить несовершеннолетнего конструктивным способам решения проблем. Несовершеннолетний должен чувствовать себя активным творцом собственной жизни, а активное взаимодействие – совместная деятельность – позволит проектировать его поведение в конкретной ситуации, научить его переосмысливать происходящее.

 Организация не только информационной и просветительской, но и предметно-практической деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, учет мотивационного аспекта обучения, использование субъектами взаимодействия с несовершеннолетним технологии позитивного восприятия его личности, позволит сделать процесс педагогического взаимодействия и индивидуальную профилактическую работу   результативной.

 Программу индивидуальной профилактической работы необходимо планировать на основе всестороннего изучения проблем возникновения нарушений; выявления, осмысления и глубокого анализа основных причин, и особенностей личности несовершеннолетнего. Все это позволит выбирать эффективные формы и методы педагогического взаимодействия, включать в данное взаимодействие людей из наиболее значимого для несовершеннолетнего окружения. Знание причин позволит строить работу с несовершеннолетними не по свершившемуся факту, а с опережением, сделать процесс педагогического взаимодействия более результативным. 

поделиться в: