Рекомендации педагогам

Административная ответственность несовершеннолетних

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Рекомендации для педагогов по работе с низкой успеваемостью

  • Вовлекайте учащихся в коллективную деятельность, ориентируйте на оказание поддержки, помощи окружающим, формируйте положительное отношение к жизни, помогите определить важные жизненные ценности и сформулировать представление о порядочности, вместе моделируйте поведение в ситуациях, сложных в этическом отношении.
  • Вовлекать учащихся в совместную деятельность, демонстрировать стиль неагрессивного поведения, подбирать индивидуальный подход к учащимся.
  • Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
  • Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

Хвалите ребенка даже за незначительный успех

свернуть

Искусство планирования рабочего времени

   Каждый человек стремится к успеху. Вот только, к сожалению, достигают его далеко не все. Что же отличает успешных людей, создавших сплоченные семьи, в которых царит мир и согласие, достигших высокого социального статуса и профессионального роста от других, менее успешных индивидуумов? Основным фактором успеха этих людей является умение планировать свое рабочее время, сохранение баланса между временем работы и отдыха, составление планов рабочего дня (у некоторых людей время рассчитывается по минутам), эффективное использование своего рабочего времени.

   Ошибкой многих людей является халатное отношение к вопросу планирования своего рабочего времени. Они могут считать: “Как-то да начну этот день, а дальше – само пойдет”. И в окончании дня они удивляются, почему же “само не пошло”. Все очень просто – идти было некуда, не было конечной цели. Человек не может стремиться достичь того, чего сам не знает. Притом это правило проявляется во всем, даже в мелочах. Например, вы очень хотите подключить в своей квартире Интернет, и для этого вам необходимо сходить в фирму, предоставляющую соответствующие услуги. Но сперва вам необходимо сходить на рынок, после чего у вас намечена встреча с друзьями, потом футбольный матч. Вы думаете: “Наверняка я все успею, чего переживать”, не составляете план вашего дня и спокойно идете на рынок. Однако вы очень долго задерживаетесь на рынке из-за того, что долго не можете найти нужный вам товар. По приходу домой вы быстро собираетесь к друзьям, решив побыть с ними один час, после чего решить вопрос подключения интернета. Но внезапно вы заговариваетесь с друзьями и обнаруживаете, что прошло целых три часа. Тогда вы быстро с ними прощаетесь и идете в интернет-компанию, в которой вам сообщают, что рабочий день окончен и просят вас прийти завтра.

   Этот, на первый взгляд простой, но достаточно наглядный пример, четко показывает основную ошибку людей, не умеющих планировать свое время – отсутствие плана рабочего дня. Если вы хотите успеть сделать все намеченные дела – обязательно составьте план. Вам не обязательно расписывать все свои дела вплоть до секунд, но основные из них должны быть выделены.

   Доказано, что наиболее эффективно планировать дела на день с вечера, так как человеческий мозг имеет свойство работать даже ночью, распределяя дела на день грядущий и формируя картину завтрашнего дня. Планирование может быть осуществлено в мысленной и письменной форме. Сразу следует оговорить, что мысленное планирование в редких случаях увенчается успехом, вы просто легко забудете о своих планах в тот момент, когда появятся другие мысли. Это называется эффектом замещения – одни мысли вытесняют другие.

    Планирование в письменной форме является наиболее эффективным, так как вы всегда можете взглянуть на свои планы и никогда про них не забудете. Совершенно другой вопрос – будете ли вы своих планов придерживаться. Не вписывайте в свои планы тех дел, которые заведомо не собираетесь выполнять, так как это нарушит последовательность остальных ваших дел. Таким образом, это будет попыткой обмануть самого себя. Если вы не планирует поход в тренажерный зал, то не выделяйте на него в планах целых два часа.

    Другой момент планирования – наличие форс-мажорных обстоятельств. Они могут случаться везде и всегда, поэтому настоящим искусством является способность гибкого реагирования на эти обстоятельства. Иными словами, ваш план должен быть гибким, чтобы его можно было подкорректировать. Если, вследствие форс-мажорных обстоятельств, вы не успели выполнить какие-то важные дела – перенесите их на следующий день, но не отбрасывайте безвозвратно в долгий ящик, так вы от них не избавитесь.

  Решите для себя прямо сейчас, что теперь вы сделаете ежедневное планирование предстоящих дел частью своей жизни. Заведите ежедневник, в который вы будете записывать все важные дела – это позволит вам не только помнить про то, что вы должны сделать, но и вспоминать даты событий из прошлого. Так, если в декабре вам понадобиться вспомнить, какого числа в июле месяце вы выполняли определенную работу, вероятность вспомнить это крайне мала. Но благодаря ежедневнику вы с легкостью справитесь с этой задачей. Также легко вы будете помнить даты всех важных событий, будь то дни рождения коллег или предстоящих семинар по корпоративному бизнесу.

   Иногда может случиться и так, что человек не смотрит в блокнот из-за своей большой загруженности. В таком случае на помощь ему может прийти мобильный телефон. Создав в нем напоминание важного события, вы никогда его не пропустите (если телефон находится всегда с вами).

    Успешность планирования рабочего времени во многом зависит от его рационального использования. Если вы твердо решили добиться результата, вам необходимо будет пожертвовать некоторыми делами, не приводящими вас к цели. Например, вы никогда не выучите французский язык, проводя 20 часов в день перед телевизором. Вы ни за что на свете не похудеете к лету на 3 килограмма, съедая по 5 пирожных в день.

    Для эффективного выполнения запланированных задач старайтесь выложиться по максимуму с самого утра, так как добившись успеха вы целый день будете окрылены им, что обязательно скажется на оставшейся части дня. Если же вы утром будете вялыми и несобранными, будьте уверены в том, что также у вас пройдет целый день. Именно поэтому лучшие дела делаются с утра.

    И последний совет – сгруппируйте свою работу в отдельные блоки, переходите к следующему блоку после выполнения первого. Если у вас в планах 30 телефонных звонков и написание 20 писем, эффективнее будет закончить со звонками и перейти к письмам. Почему? Да потому что переключение с одного вида работы на другой требует адаптации, а, следовательно, и затрат времени.

свернуть

Примерные правила установления контакта с родителями

  • Используйте улыбку, полуулыбку в общении. Выражение лица должно быть доброжелательным, приветливым.
  • Проявляйте неподдельный интерес к собеседнику. Невербальными средствами общения (взглядом, жестом) и словом демонстрируйте заинтересованность собеседником.
  • Разговорите родителей. Затроньте темы понятные, близкие, интересные для них. В ходе разговора стимулируйте их к высказываниям с помощью наводящих вопросов.
  • Обращайте внимание на эмоциональное состояние родителей. В процессе разговора попытайтесь поставить себя на их место (поймите мысли, чувства, настроение, состояние) и в соответствии с этим откорректируйте своё общение.
  • Будьте хорошим слушателем. Дайте возможность родителям выговориться. Если вы не согласны, не прерывайте их – позвольте выговориться до конца. Постарайтесь понять, зачем он это говорит.
  • Поддерживайте атмосферу психологического комфорта. Используйте контакт глаз. Время от времени обращайтесь к родителям по имени-отчеству. Говорите спокойно, избегайте категоричных высказываний. Не задевайте того, что дорого (идеалы, ценности, близких людей) Не используйте жёстких отрицательных установок. Если чувствуете, что возникает напряжённость – снимите её добрым взглядом, словом. Не демонстрируйте своё превосходство. Умейте говорить «нет», не обижая родителей.
  • Воспринимайте родителей воспитанника такими, какие они есть. Терпимо относитесь к их личностным особенностям, взглядам на жизнь. Они имеют на это право.
  • Учитесь не вступать в конфликт. Если возникает предконфликтная ситуация, умейте не поддаваться на какие-либо провокации.

  Умейте выйти из конфликта. В конце разговора у вашего собеседника может повыситься настроение или, по крайне мере, остаться на том же уровне. Если каждый раз после разговора с вами у родителей будет ухудшаться настроение, они станут избегать общения, поскольку с вами будут связаны, главным образом, отрицательные эмоции.

свернуть

Секреты общения с родителями учащихся

• Никогда не начинайте общение с указания на отрицательные примеры, факты, события, связанные с поведением или учебой ребенка, а обязательно выявите и подчеркивайте положительные моменты в его развитии.

• Старайтесь укреплять, а не разрушать веру родителем в возможности ребенка, в его позитивное развитие.

• Внимательно и терпеливо выслушиваете все сомнения, противоречия, жалобы, несогласие родителей.

• Тактично указывайте на ошибки, давайте обоснования на конкретные рекомендации, при этом разъясните, что нет универсальных средств, что воспитание - многовариантно.

• Не превращайте родительские собрания в судилища над родителями трудных учеников, не сводите повестку дня лишь к вопросу успеваемости и дисциплины.

• Демонстрируете заинтересованность, такт и доброжелательность в беседе; исключите повышенный тон, раздражение.

• Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности родителей, уровень их образования, состояния, в котором они находятся в данный момент.

• Родители нуждаются в квалифицированном совете, товарищеской взаимопомощи, а не в поучениях, упреках и жалобах.

• Целенаправленно формируйте у родителей ощущение необходимости в сотрудничестве и взаимодействии с педагогом для наиболее успешного обучения и воспитания ребенка.

свернуть

Рекомендации педагогам, работающим с учащимися с отрицательными качествами личности

1. Выявление у подростка качеств, способностей, умений, которые могут получить положительную оценку в коллективе, и всяческое их развитие.

2. Привлечение учащегося к общественной работе, периодическая отчетность его перед коллективом и оценка коллективом его усилий.

3. Оказание помощи в установлении дружеских отношений в школе и вне ее.

4. Постепенное усложнение учебных и общественных заданий по содержанию и объему, поощрительная оценка достигнутых учащимся успехов.

5. Систематическое поощрение за успехи.

6. Постепенное приучение к правильному отношению к критике.

7. Направление на психоневрологическое обследование, лечение нервных, психических и соматических отклонений.

8. При наличии каких-либо внешних недостатков у учащихся /полнота, веснушки, близорукость и др./ проведение в коллективе разъяснительной работы о недопустимости насмешек или иных форм третирования; решительная борьба с по¬добными проявлениями.

9. Вовлечение учащегося в общественную жизнь коллектива и индивидуальная работа.

10. Обязательное включение учащегося в группы личностного роста с целью развития способности к рефлексии, оценке и самооценке собственных поступков и поступков других значимых лиц.

11. Формирование способности и навыков самодисциплины и самоорганизации.

12. Поручение учащемуся не всегда интересных для него, но нужных для коллектива дел при постепенном их усложнении, обязательном осмыслении значимости сделанного для самовоспитания и саморазвития, т.е. нахождение личностных смыслов в социально значимых делах.

13. Эстетическое воспитание при особом внимании к эстетике одежды и поведения. И формирование потребности в объективной самооценке своих личностных и нравственных качеств, педагогическое руководство самовоспитанием и саморазвитием личности.

15. Формирование гуманистических отношения как условия реализации интересов, потребностей и возможностей каждого в деятельностном режиме.

16. Постепенное приобщение учащегося к руководству социально значимой работой.

17. Оказание подростку помощи в самовоспитании воли.

18. Организация систематических отчетов и самоотчетов учащегося как главного условия самовоспитания.

19. Осуществление мер нравственно-полового воспитания.

20. Привлечение подростка к различным мероприятиям по нравственно-правовому воспитанию и просвещению.

21. Привлечение учащихся к активному участию в общественной работе, особенно к выполнению дел, способствующих преодолению заносчивости, самоуверенности, эгоизма.

22. Привлечение учащегося к занятиям в кружках познавательного характера.

23. Систематическое оказание ему помощи в учебной и другой работе, в общении со сверстниками.

24. Обучение приемам самостоятельной умственной деятельности.

25. Проведение специальной работы по развитию памяти.

26. Обязательное привлечение учащегося к внеклассной работе /участие в кружках, секциях и др./

27. Выявление трудностей, которые испытывает учащийся при овладении специальными умениями и навыками, система¬тическое оказание ему помощи в процессе индивидуальной работы.

28. Организация индивидуального шефства со стороны старшеклассников, учителей, родителей, приобщение учащегося к активному участию в жизни школы, классного коллектива, семьи

29. Приобщение подростка к участию в добрых делах для ровесников, младших, больных и стариков.

30. Оказание учащемуся помощи в разработке программы самовоспитания и в ее реализации.

31. Систематическое физическое воспитание.

свернуть