Рекомендации родителям

Легкие деньги - тяжелые последствия

19.04.2024

ОСТАНОВИМ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ВМЕСТЕ!

В период времени с 8 апреля по 17 апреля 2024 года будет проводиться республиканская профилактическая акция «Дом без насилия». Основные
усилия будут сосредоточены на:
принятии системных мер индивидуальной профилактики правонарушений, мер превентивного воздействия к гражданам, совершающим домашнее насилие;
привлечении максимального количества заинтересованных к разрешению проблем, связанных с домашним насилием;
оказания содействия в трудоустройстве неработающим лицам, совершившим домашнее насилие и лицам, пострадавшим от него;
принятии мер по максимальному охвату наркологической помощью граждан, два и более раза привлеченных к административной ответственности в состоянии алкогольного опьянения, в т.ч. за домашнее насилие;
разъяснении положений законодательства по предупреждению домашнего насилия.
Профилактика насилия в семье является одним из приоритетных направлений служебной деятельности органов внутренних дел (далее – ОВД).
На факты домашнего насилия сотрудники ОВД реагируют незамедлительно.
Домашнее насилие это умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.
За правонарушения в сфере домашнего насилия в зависимости от их тяжести предусмотрена административная и уголовная ответственность. С согласия пострадавшего от домашнего насилия скандалисту объявляется защитное предписание, т.е. установление гражданину временных запретов на совершение определенных действий, а именно:
- предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему домашнее насилие;
- посещать места нахождения пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания;
 
свернуть

Капризы и упрямство детей, их причины, способы преодоления

Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

- непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве;

- детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин;

- своеволием;

- недисциплинированностью.

    Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

     Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

   Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

    О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;

в недовольстве, раздражительности, плаче;

в двигательном перевозбуждении.

      Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

      Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам.

Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

      Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей?

Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

      Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

    Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".

Спокойный тон общения, без раздражительности.

Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

     Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

достигнуто не своим трудом;

не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум);

из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

за поступок, за свершившееся действие.

начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

наказание не должно вредить здоровью;

если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя;

за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);

лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;

надо наказывать и вскоре прощать;

если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан;

ребёнок не должен бояться наказания.

     Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

ПСИХОЛОГИЯ_наука_тысячелетия.doc

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 

 

СВЕРНУТЬСтрах – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

 

Рекомендации для родителей 

 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

свернуть

Принципы позитивного родительства

Принцип 1. Отличаться от других — нормально

Вне зависимости от пола или возраста — каждый ребёнок уникален. Нет универсальных подходов к их обучению и развитию. Родителям нужно понять, какими талантами и потребностями обладает их ребёнок, и найти к нему подход. И, конечно, не стоит сравнивать успехи малыша с достижениями «сына маминой подруги» — это спасёт от ненужных переживаний и вас, и ребёнка.

Принцип 2. Совершать ошибки— нормально

Ошибки неизбежны. И их совершает каждый. Не нужно делать из оплошности ребёнка трагедию. Малыш не должен жить в постоянном чувстве вины и страхе сделать что-то не так. Напротив, он должен научиться принимать ответственность за свои поступки, искать решения в случае неудач, не бояться признать вину и прощать себя. В этом ребёнку может помочь пример родителей.

Принцип 3. Проявлять негативные эмоции — нормально

Злиться, расстраиваться, смущаться, стыдиться, бояться или испытывать другие негативные эмоции — это нормальное явление для ребёнка. Однако малыш должен понимать, что крики и истерики — не везде уместны, но не бояться говорить о своих проблемах родителям и обсуждать пути решения. При этом родителям не стоит манипулировать детскими эмоциями: запугивать или, наоборот, дарить игрушки или сладости за спокойное поведение в общественном месте.

Принцип 4. Хотеть большего — нормально

Ребёнок не должен чувствовать себя ущербным или виноватым, если ему что-то хочется. Другое дело, что он должен понимать, что не всегда может получить желаемое, что важно учиться договариваться и искать решения. Осваивая данное умение в детстве, человек в будущем сможет стать более успешным в достижении своих целей.

Принцип 5. Выражать свое несогласие — нормально, но нужно сотрудничать с родителями, ведь они — главные

«Нет» — из уст ребёнка — не ультиматум, а выражение мнения и стартовая площадка для обсуждения разногласий. Важно, чтобы ребёнок научился не сдавать свою позицию под натиском родительского авторитета, но был готов прислушаться, обсудить все «за» и «против», понять, почему у папы и мамы другое мнение.

Например, если ребёнок не хочет идти к зубному врачу, он может заявить о своём нежелании. «Позитивный» родитель не потащит его насильно, а объяснит, почему это важно, и что в жизни иногда приходится делать то, что не нравится.

свернуть

Консультация педагога социального "Нравственные и культурные ценности семьи"

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенкаНравственные и культурные ценности семьи.

Семья - общечеловеческая ценность.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенкакачество которой определяется рядом параметровСоциально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Каковы   функции   и   задачи    развивающей деятельности современной семьи?

Главными функциями семьи являются:

*     воспитательная;

*     оздоровительная;

*     духовно-нравственная;

*     познавательно-образовательная;

*     бытовая;

*     трудовая;

*     культурно-просветительная;

*     досугово-творческая;

*     стимулирующая самостоятельный опыт личности;

*     охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

* гармоническое развитие ребенка;

* забота о здоровье детей;

* помощь в учении;

* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

* помощь в социализации личности;

* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итакглавнымивечными компонентами семейного воспитания остаются:

*     климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

*     режим семейной жизни;

* содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и

родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей.

Вместе с тем, семья – одна из высших моральных ценностей общества. Семья выполняет разнообразные функции, но главная из них – это физическое и социальное воспроизводство, новых людей. Воспитательная функция семьи выражается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремлениями и надеждами.

В   задачу семьи по народным воззрениям входит не только то, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания.

Семья, выполняя свои функции, осуществляет подготовку нового поколения к жизни. Семейные отношения, воспитательное воздействие родителей, всех членов семьи на детей, социализация личности в семье выступают решающим фактором развития и формирования личности. Педагогика семьи всегда была в центре внимания народа. Первыми воспитателями детей являются отец и мать. Народ рассматривал семью как колыбель человечества, как основной фактор формирования свободной личности, на ступени развития детей младшего школьного возраста.

Cемья - исходное пространство человеческих связей и отношений, где закладываются основы гуманистических отношений и доверия человека к человеку. "Семейная жизнь для ребенка - то же, что для взрослых общественная. Душа его питается впечатлениями, полученными в семье. Опыт семейной жизни ребенка формируется "весьма рано", обнимает все людские отношения, которые доступны наблюдению ребенка.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении опре- деленного времени семья вообще является для детей единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:

– факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

– структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

– материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

– личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

– психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

– помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Первой воспитательной средой человека является семья. Именно она — основа всего позитивного и негативного в судьбе каждого человека, в формировании его личности. Но нельзя не видеть, какое разрушительное воздействие на семью оказал социально-экономический и политический кризис. Наблюдается резкая дифференциация доходов семей. Многие из них не смогли приспособится к новым условиям, сформировать защитные стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции, семейный уклад. Все это негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, ее роли в социализации детей. Материальное неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на развитие детей. Все это, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Наличие одного или нескольких детей в семье предопределяет результаты семейного воспитания и социализации не само по себе, а только в системе таких не менее важных показателей, как психологическая атмосфера семьи, личный пример родителей, уровень их образования и педагогической культуры и др.

Реально усилить воспитательный потенциал, особенно молодой семьи, может помощь в воспитании детей со стороны старшего поколения (бабушка, дедушка и других родственников). Наряду с выполнением бытовых обязанностей и уходом за детьми они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного их поколением. В связи с реалиями сегодняшнего дня их помощь становиться все более актуальной, а спрос на нее со стороны молодых родителей неуклонно растет.

 

Также существует дефицит общения родителей с детьми. Большое значение для социализации детей имеет их включение в различные виды деятельности семьи, их приобщение к труду. Участие детей в    семейном хозяйственно-бытовом труде необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей поколений в семье.

Необходимо родителям вовлекать детей в трудовую жизнь семьи для развития его воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности. Золотое правило педагогики дошкольного периода: "Не делать за ребенка того, что он может сам сделать, что ему нужно самому сделать и, следовательно, что он должен сам сделать. Детский труд в семье — действенное средство социализации детей. Дети должны сознавать и чувствовать, что они не только послушные исполнители заданий взрослых, но члены трудовой семьи, ценные помощники взрослых.

Семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (в принадлежности к семейной группе). Без всестороннего удовлетворения потребностей личности семья не будет стабильна и поэтому не сможет в полной мере удовлетворять общественные интересы и потребности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, и с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить основные типы функций современной семьи, которые представлены в связи с основными сферами жизнедеятельности.

Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола,

постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенкаНравственные и культурные ценности семьи.

Семья - общечеловеческая ценность.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенкакачество которой определяется рядом параметровСоциально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Каковы   функции   и   задачи    развивающей деятельности современной семьи?

Главными функциями семьи являются:

*     воспитательная;

*     оздоровительная;

*     духовно-нравственная;

*     познавательно-образовательная;

*     бытовая;

*     трудовая;

*     культурно-просветительная;

*     досугово-творческая;

*     стимулирующая самостоятельный опыт личности;

*     охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

* гармоническое развитие ребенка;

* забота о здоровье детей;

* помощь в учении;

* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

* помощь в социализации личности;

* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итакглавнымивечными компонентами семейного воспитания остаются:

*     климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

*     режим семейной жизни;

* содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и

родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей.

Вместе с тем, семья – одна из высших моральных ценностей общества. Семья выполняет разнообразные функции, но главная из них – это физическое и социальное воспроизводство, новых людей. Воспитательная функция семьи выражается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремлениями и надеждами.

В   задачу семьи по народным воззрениям входит не только то, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания.

Семья, выполняя свои функции, осуществляет подготовку нового поколения к жизни. Семейные отношения, воспитательное воздействие родителей, всех членов семьи на детей, социализация личности в семье выступают решающим фактором развития и формирования личности. Педагогика семьи всегда была в центре внимания народа. Первыми воспитателями детей являются отец и мать. Народ рассматривал семью как колыбель человечества, как основной фактор формирования свободной личности, на ступени развития детей младшего школьного возраста.

Cемья - исходное пространство человеческих связей и отношений, где закладываются основы гуманистических отношений и доверия человека к человеку. "Семейная жизнь для ребенка - то же, что для взрослых общественная. Душа его питается впечатлениями, полученными в семье. Опыт семейной жизни ребенка формируется "весьма рано", обнимает все людские отношения, которые доступны наблюдению ребенка.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении опре- деленного времени семья вообще является для детей единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:

– факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

– структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

– материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

– личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

– психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

– помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Первой воспитательной средой человека является семья. Именно она — основа всего позитивного и негативного в судьбе каждого человека, в формировании его личности. Но нельзя не видеть, какое разрушительное воздействие на семью оказал социально-экономический и политический кризис. Наблюдается резкая дифференциация доходов семей. Многие из них не смогли приспособится к новым условиям, сформировать защитные стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции, семейный уклад. Все это негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, ее роли в социализации детей. Материальное неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на развитие детей. Все это, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Наличие одного или нескольких детей в семье предопределяет результаты семейного воспитания и социализации не само по себе, а только в системе таких не менее важных показателей, как психологическая атмосфера семьи, личный пример родителей, уровень их образования и педагогической культуры и др.

Реально усилить воспитательный потенциал, особенно молодой семьи, может помощь в воспитании детей со стороны старшего поколения (бабушка, дедушка и других родственников). Наряду с выполнением бытовых обязанностей и уходом за детьми они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного их поколением. В связи с реалиями сегодняшнего дня их помощь становиться все более актуальной, а спрос на нее со стороны молодых родителей неуклонно растет.

 

Также существует дефицит общения родителей с детьми. Большое значение для социализации детей имеет их включение в различные виды деятельности семьи, их приобщение к труду. Участие детей в    семейном хозяйственно-бытовом труде необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей поколений в семье.

Необходимо родителям вовлекать детей в трудовую жизнь семьи для развития его воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности. Золотое правило педагогики дошкольного периода: "Не делать за ребенка того, что он может сам сделать, что ему нужно самому сделать и, следовательно, что он должен сам сделать. Детский труд в семье — действенное средство социализации детей. Дети должны сознавать и чувствовать, что они не только послушные исполнители заданий взрослых, но члены трудовой семьи, ценные помощники взрослых.

Семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (в принадлежности к семейной группе). Без всестороннего удовлетворения потребностей личности семья не будет стабильна и поэтому не сможет в полной мере удовлетворять общественные интересы и потребности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, и с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить основные типы функций современной семьи, которые представлены в связи с основными сферами жизнедеятельности.

Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола,

постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.

свернуть

Консультация для родителей «Воспитание вежливости в семье»

Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Дети должны быть правильно воспитаны, чтобы их хорошо принимали в обществе, и чтобы в последующем за них не было стыдно родителям. Для этого необходимо обучить ребенка дошкольного возраста всем необходимым правилам вежливости.

Вежливость должна стать для ребенка его естественным состоянием и привычкой. Если ребенок поймет, что можно, а что нельзя, следующим придёт и понимание правильного поведения в обществе. Воспитывая вежливого ребенка, не забывайте сами быть вежливыми! Дети очень наблюдательны и восприимчивы, поэтому, если они видят, что родители с уважением относятся к другим, скромны в жизни, порядочны в поступках, то постепенно тоже приобретают эти качества.

«Волшебные слова», часто употребляемые при общении в семье, легко запоминаются ребёнком. Вежливое общение между членами семьи должно быть своеобразным обязательным ритуалом. Ведь, научившись выражать благодарность родителям, воспитанный ребенок уже не забудет поблагодарить постороннего человека или попросить его о чем-то, употребив слово «пожалуйста». Постепенно у ребенка сформируется словарный запас вежливых слов и понимание, в каких ситуациях следует их употреблять. Кроме этого, восхищение окружающих от поведения ребенка, умеющего вести себя в обществе, является дополнительным стимулом быть вежливым.

Следует помнить, что научить ребенка элементарным правилам вежливости необходимо до трех лет. В дальнейшем он уже будет осознанно понимать необходимость вежливого отношения к окружающим и развиваться самостоятельно. Но, тем не менее, пример родителей в любом возрасте очень важен. Взрослые дают детям модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми.

Находясь в детском саду или дома, дети ежеминутно в течение всего дня учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Но следует заметить, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является игра, особенно ролевая и театрализованная, « как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета.

Велика также роль художественной литературы, которая дает образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения. Не следует уменьшать и роли иллюстративного дидактического материала в развитии словаря и связной речи ребенка, в усвоении им норм и способов общения.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку быть вежливым».

1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

3. Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».

4. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

5. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые и т. п.

6. Учите вежливости вежливо!

 

Подготовила педагог-психолог                      О.Г.Бахар

 

свернуть

«Вредные привычки у взрослых и их влияние на ЗОЖ детей»

Ничего нет важнее, чем наше здоровье и здоровье наших близких. Все мы хотим, чтобы наши дети росли и развивались, чувствовали себя хорошо, были полны энергии и наслаждались жизнью во всей её полноте.

Помните: привычки и модели поведения, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребёнка – оказывают влияние на человека на протяжении всей жизни, и большинство из нас, как бы хорошо мы ни жили, могли бы быть более активными физически, и питание наше могло бы быть поздоровее. Даже незначительные изменения в нашем сегодняшнем образе жизни могут иметь колоссальное значение для будущего наших детей.

Чем меньше ребёнок, тем в большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т.д.

Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и общества. Общность интересов в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.

Как родитель Вы, возможно, знакомы с основами ЗОЖ.

Здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

Чтобы помочь своему здоровью и здоровью Ваших детей, каждый может сделать следующее:

 – воспитывать с раннего детства здоровые привычки и навыки;

 – соблюдать простые правила гигиены;

 – отказаться от вредных привычек (от употребления алкоголя, табакокурения, от азартных и компьютерных игр);

 – повышать защитные силы организма (закаливание, прогулки на природе, приём витаминов);

 – есть пищу, полезную для здоровья, овощи, фрукты и не есть то, что вредно (питаться умеренно, сбалансировано, регулярно и своевременно);

 – вести активный образ жизни (утренняя гимнастика, спорт, секции, туризм);

 – создать благоприятный психоэмоциональный климат в семье;

 – стараться быть добрым и делать добрые дела.

Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни.

Предлагаем несколько советов, как «оздоровить» Вашу семью:

 – регулярно организовывайте совместный отдых с детьми (зимой – катание на лыжах и коньках, летом – пикники в саду и лесу, туризм, посещение музеев и театров);

 – будьте для своих детей хорошим образцом для подражания (откажитесь от вредных привычек, занимайтесь физкультурой и спортом, будьте доброжелательными и весёлыми);

 – поощряйте желания Ваших детей заниматься в спортивных секциях и хобби;

 – сократите периоды физической пассивности – сидение за телевизором, просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры – до 30 минут в день, а высвободившееся время посвятите физической активности.

Здоровый образ жизни – это залог счастливого и успешного будущего. А будущее начинается сегодня. От того, что мы сделаем сегодня, будет зависеть Завтра.

 

Подготовила педагог-психолог                              О.Г. Бахар

свернуть

Профилактика игромании и зависимости от интернета

Как уберечь ребенка от нарушения закона

Профилактика пьянства и алкоголизма

Алкоголь и молодежь.

В настоящее время проблема потребления алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива несовершеннолетними и молодежью и его негативными социальными последствиями является актуальной.

Работники организаций торговли и общественного питания зачастую не пользуются имеющимся у них правом установления возраста покупателя и не просят несовершеннолетних предъявить документ, подтверждающий возраст, а в некоторых случаях, в целях повышения розничного товарооборота, реализуют алкоголь детям.

Имеют место факты вовлечения несовершеннолетних в пьянство их более старшими приятелями и взрослыми, которые осознавая противоправность своих действий, тем не менее, приобретают по просьбам детей алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво.

Каждый пятый подросток совершает уголовно-наказуемые деяния в состоянии алкогольного опьянения, а в г. Минске – каждый третий. Распространена алкогольная преступность и среди молодежи.

Многие несовершеннолетние и молодые люди употребляют алкогольные (водка, вино, шампанское и пр.), слабоалкогольные (джин тоник, шейки) напитки и пиво даже не задумываясь над тем, чем они «угощают» свой организм. Среди молодежи бытуют самые разнообразные мифы: будто бы алкоголь — это пищевой продукт, что малые дозы этого «продукта» безвредны, или даже полезны, выпить на праздник — это традиция, «пиво содержит витамины и не алкогольный напиток», что употребление алкоголя может развеселить, снять напряжение, облегчить общение и знакомства, да ещё и вылечить!

Недостоверное информирование молодежи производителями пива в рамках маркетинговой деятельности о т.н. «безвредности или пользе пива» способствует раннему вовлечению в алкоголизацию наших детей.

Так, в рекламе пива и слабоалкогольных напитков используется популярные среди молодежи виды развлечений, создавая ассоциации, что только с бутылкой «любимого пива» можно весело провести время.

Для повышения продаж пива и слабоалкогольных напитков среди молодежи организуются т.н. «пивные фестивали», куда приглашаются известные исполнители, проводят различные развлекательные акции.

При этом производители пива зачастую умалчивают, что пиво всегда содержит алкоголь в количествах, достаточных для развития у лица, его потребляющего, состояния алкогольного опьянения.

Потребление пива детьми и молодежью способствует развитию:

– злоупотребления пивом и хронического «пивного» алкоголизма»,

– цирроза печени, хронического воспаления поджелудочной железы;

– рака молочных желез у девушек, рака простаты у мужчин;

– бесплодия у женщин и импотенции у мужчин;

– повышенного артериального давления и кровоизлияний в мозг;

– нарушений ритма и расширения камер сердца («пивное сердце»);

– нарушениям обмена веществ (ожирению по т.н. «пивному типу»).

Данные свойства пива приводят к тому, что потребление пива угрожает здоровью и жизни молодых жителей нашей республики.

В многочисленных научных исследованиях было показано, что формирование основных функций головного мозга, позволяющих самостоятельно принимать решения и формирующие ответственность завершается к 21 году. Поэтому употребление алкоголя до 21 года замедляет развитие мозга, способствует развитию в дальнейшем нарушений поведения и препятствует достижению успеха в жизни.

Выбирая более поздний возраст первой пробы алкоголя, молодой человек делает вклад в развитие своего интеллекта и свое будущее.

У лиц молодого возраста потребление пива и слабоалкогольных напитков приводит к быстрому развитию зависимость от них т.н. «пивного алкоголизма», которая носит более тяжелый и злокачественный характер. Алкогольная зависимость, развывшаяся в молодом возрасте, характеризуется быстрым формированием психологической зависимости («сильная тяга к выпивке» и потеря контроля над употреблением), что приводит к приему значительных количеств спиртных напитков и повышает риск негативных последствий – пропуски учебы и работы, агрессивное поведение в опьянении, травматизм, управление автотранспортом в нетрезвом виде, рискованное сексуальное поведение с опасностью заражения венерическими заболеваниями, совершение противоправных действий и последующая криминальность. Молодежный алкоголизм проявляется также пренебрежением к своему здоровью, забвением прежних интересов и увлечений (спорта, общественной деятельности, трезвого общения со сверстниками), и главное, часто ведет к сохранению зависимости от алкоголя в течение всего трудоспособного возраста.

Молодежь в наибольшей степени вовлечена в процесс получения образования и освоения профессий, что делает злоупотребление алкоголем молодежью этого возраста фактором, способным негативно повлиять на дальнейшую профессиональную и социальную активность. Кроме того, многие молодые люди вступают в брачные отношения, а злоупотребление алкоголем, является оной из важнейших причин разводов и формирования неблагополучных семей и социального сиротства. Согласно статистическим данным смертность, не связанная с заболеваниями (от убийств, самоубийств, аварий, утоплений, переохлаждения, травм), в молодом возрасте имеет стойкую взаимосвязь с алкогольным опьянением. В связи с этим, необходимо негативных последствий потребления алкоголя детей и молодежи.

Опыт большинства стран мира показывает, что именно ограничительные меры, в комплексе с иными мероприятиями является эффективным средством предупреждения пьянства детей и молодежи.

В настоящее время реализуется ряд мер, направленных на защиту детей и молодежи от раннего начала потребления алкоголя и пива.

Так, запрет на реализацию пива и слабоалкогольных напитков в ларьках и павильонах мелкорозничной торговли направлен, позволил защитить детей и молодежь от легкого доступа к приобретению пива и данных напитков и на предупреждение ранней алкоголизации детей.

С 23 февраля 2010 г. Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года, был установлен запрет на распитие пива и слабоалкогольных напитков в общественных местах, что позволило уменьшить число молодых людей, получивших травмы в состоянии опьянения.

Признано, что каждый ребенок и подросток имеет право расти и развиваться в безопасной среде, защищенной от отрицательных последствий употребления алкоголя, и, насколько это возможно, на защиту от пропаганды и рекламирования алкогольных напитков и пива.

Поэтому необходимо усилить меры защиты детей и подростков от воздействия на них рекламы и маркетинга алкоголя и пива, а также обеспечить, чтобы производители спиртного и пива не нацеливали алкогольную продукцию и ее сбыт на детей, подростков и молодежь.

Кроме того, взрослым необходимо личным примером активного и здорового образа жизни пропагандировать его среди детей и молодежи.

Только совместными усилиями мы сможем вырастить новое поколение молодых белорусов, свободных от пристрастия к алкоголю.

Здоровье подрастающего поколения - это здоровье будущего нашей нации, и поэтому трезвая молодежь делает Беларусь сильнее.

Пивной алкоголизм

Пиво содержит дозу алкоголя, достаточную как для развития алкоголизма, так и для его токсического воздействия на организм - в первую очередь от этого страдают сердце, печень и мозг.

Особенности «пивного» алкоголизма заключаются в следующем:

1. употребление пива вызывает более легкую степень опьянения, что способствует более частому его употреблению и является первым этапом в переходе к потреблению более крепких алкогольных напитков;

2. формирование алкогольной зависимости происходит не столько медленно, сколько незаметно и обманчиво;

3. чем выше содержание алкоголя в пиве и чем больший объем выпивается, тем негативнее его воздействие на организм;

4. злоупотребление пивом не вызывает такого негативного отношения, как злоупотребление алкогольными напитками, и поэтому часто рассматривается окружающими как приемлемое поведение;

5. доступность пива для несовершеннолетних, в том числе экономическая, ведет к быстрому формированию у них алкоголизма.

Пиво не вызывает такого сильного опьянения, как крепкие напитки, его потребление часто лояльно воспринимается семьей. Из-за этого объемы потребления пива подростком увеличиваются, и это, в свою очередь, способствует развитию более тяжелого опьянения.

Подростки гораздо быстрее получают психотропный эффект – «кайф» от пива – и сознательно стремятся именно к этому.

Типичная картинка: по дороге из школы 16 – летний подросток выпивает бутылку пива, через час встречает приятелей и в подъезде выпивает вторую. Вот вам и литр пива, выпитый «между делом».

Пьют на переменках, в кино и уж непременно – перед дискотекой.

Понаблюдайте за «танцующими» – много ли среди них трезвых. Подросток не осознает, что употребляет пиво являющееся алкогольным напитком, который изменяет его психику. А складывающая привычка к такому поведению: сегодня «пивко», завтра «травка», а потом еще что-нибудь, увы, быстро и резко деформирует личность в целом.

Дело в том, что потребление пива создает облегченный способ входа в чрезмерное потребление алкогольных напитков - пьянство.

Молодые люди, закупающие на свои вечеринки пиво, считают его чем–то вроде лимонада, безобидным и даже «полезным». Однако содержащийся в пиве спирт при частом его употреблении способствует формированию алкогольной зависимости, которая на некотором этапе проявляется ростом толерантности, то есть необходимостью употребить большие дозы пива для достижения той же степени опьянения. И именно тогда звучат выражения типа: «Пиво без водки – деньги на ветер!» В ход начинают идти т.н. «коктейль ерш» (смесь водки и пива), потом пиво может стать либо напитком начала выпивки, либо «похмельным» напитком, и, стало быть, алкоголизм уже налицо.

И тогда основным алкогольным напитком становится уже что–то более крепкое, в Беларуси – это, как правило, водка. И прежний, юный зритель разрешенной пивной рекламы становится надежным потребителем изделий алкогольной промышленности, которые, в силу его зависимости от алкоголя, в рекламе не нуждаются.

Результаты исследований показывают, что в молодом возрасте наиболее интенсивно развивается головной мозг, что делает его особенно чувствительным к воздействию негативных внешних факторов. И употребление пива, начинающееся обычно в подростковом возрасте, и продолжающееся в молодом, может повредить важные структуры мозга, отвечающие за формирование личности человека.

Пагубное воздействие пива на организм человека обширно:

1. поражения зрительного и слухового нервов, нарушения функций спинного мозга и повреждение периферической нервной системы;

2. заболевания сердца – миокардиодистрофия, формирование «пивного» сердца, артериальной гипертензии с риском инсульта;

3. цирроз печени, хронические гепатит, панкреатит, гастрит.

Потребление пива увеличивает риск развития рака прямой кишки у мужчин и рака молочных желез у женщин.

Доказано наличие зависимости между суточным потреблением пива и увеличением артериального давления, в том числе, и у молодых.

Все вышеперечисленные заболевания могут ограничивать трудоспособность и приводить к наступлению ранней инвалидности.

Таким образом, реклама пива, его доступность, в том числе для несовершеннолетних, его социальная приемлемость, является почвой для роста уровня его потребления детьми и молодежью, и в дальнейшем для роста потребления алкогольных напитков несовершеннолетними.

С учетом этого, у несовершеннолетнего потребляющего пиво регулярно с высокой степенью вероятности можно прогнозировать развитие зависимости от алкоголя и появление других заболеваний.

Производители пива часто говорят о необходимости «борьбы» с водкой или плодовыми винами, которыми злоупотребляют большинство взрослых алкоголиков, указывая, что не следует ограничивать продажи или рекламу пива - оно намного более слабое и менее вредное.

В Германии, где традиционно употребляют пиво, большинство пациентов страдают именно от пивного алкоголизма. «Традиционное» чрезмерное употребление пива жителями этой страны резко снижает производительность труда после знаменитых пивных фестивалей.

Помните: пиво – такой же алкогольный напиток, и в летнюю жару не должно быть средством утоления жажды. Привыкание к пиву наступает как бы незаметно, но тем труднее затем избавиться от такой зависимости.

Профилактика алкоголизма

В Республике Беларусь проводится большая работа по профилактике алкоголизма.

На крупных промышленных предприятиях области функционируют наркологические пункты. В 10-ти районах области совместно с ГАИ организована работа передвижных наркологических пунктов.

Активизирована работа организаций здравоохранения по снижению уровня преступлений совершенных в состоянии алкогольного опьянения, на бытовой почве, по предупреждению гибели людей, активному информированию населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья.

Принимаются профилактические меры по раннему выявлению и лечению больных алкоголизмом. Врачи наркологи, совместно с участковыми инспекторами милиции, инспекцией по делам несовершеннолетних регулярно проводят совместные выезды в населенные пункты по месту жительства граждан с целью выявления неблагополучных семей, в которых супруги злоупотребляют спиртными напитками, не занимаются воспитанием детей, на почве пьянства устраивают скандалы. Врачи-наркологи участвуют в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, за истёкший период 2008 года осмотрено 923 несовершеннолетних, из них наркологом наблюдается 398 человек.

Информацию о семьях, в которых родители злоупотребляют спиртными напитками и воспитывают несовершеннолетних детей, врачи-наркологи районов ежеквартально передают в инспекцию по делам несовершеннолетних.

Министерством здравоохранения проводится большая работа по предупреждению пьянства и алкоголизма с использованием средств массовой информации. Так на телеканалах ЛАД, БТ, СТВ, кабельном телевидении прошёл показ тематических телепередач: «Здоровье граждан – здоровье нации», «Приглашаем к откровенному разговору», «Пиво и подростки», «Мы рождены жить». В информационной программе «Репортер» Гомельского областного телевидения вышло в эфир интервью с подростковым наркологом Гомельского областного наркологического диспансера по проблемам зависимостей; в программе «Казанова» - с заведующим диспансерным отделением Гомельского областного наркологического диспансера по проблемам мужского здоровья и алкоголизма. В г. Солигорске Минской области проведены телеинтервью с врачами на темы «Профилактика зависимостей, девиантного поведения», «О состоянии наркологической и алкогольной патологии в районе». Сморгонским телевидением подготовлен сюжет с участием врача-нарколога по профилактике употребления психоактивных веществ. По кабельному телевидению г. Новогрудка транслировалась передача «Развеем миф об алкоголизме».

По радио «Столица» прозвучали выступления «Алкоголизм и наркомания – правовые аспекты», «Сознательный вред здоровью», «Здоровый человек – новый образ настоящего», «Семья проглядела», «На заседании КДН», «Проблема алкоголизма», «Молодежь и вредные привычки», «Профилактика алкоголизма у женщин», «Пивной алкоголизм среди подростков», «Человек! Живи свою жизнь! Без вредных привычек» и другие.

В печатных изданиях в рубриках, освещающих вопросы медицинской тематики, систематически публикуются материалы по пропаганде трезвого образа жизни: «Алкогольная зависимость и ее последствия», «Неблагополучные семьи – угроза обществу», «Детство без жестокости и насилия», «Пьянство и производственный

На предприятиях и в общественных организациях работают комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом, усилен контроль руководителей учреждений за состоянием трудовой и исполнительской дисциплины согласно Декрета Президента Республики Беларусь № 1.

В республике издается и распространяется среди населения ряд памяток, буклетов и информационных материалов по вопросам профилактики алкоголизма (в том числе «Алкоголь и здоровье», «Алкоголь и беременность», «Здоровая молодежь – здоровое будущее», «Юность без алкоголя», «Горький привкус хмеля», «Алкоголь приносит боль», «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с кружки пива», «Пивной алкоголизм»), оформлено ряд наглядных материалов и уголков здоровья на темы «Нет - алкогольному безумию», «Ценности подлинные и мнимые», «Наш путь к совершенству» и т.д.

Активно проводится индивидуальная работа с населением в «школах здоровья» – организованы занятия на темы «Сохрани себя для жизни», «Вредным привычкам - НЕТ!», «Беременность и алкоголизм», «Алкоголь и дети», «Женский алкоголизм», «О несовместимости алкоголя и спорта», «Алкоголизм и сахарный диабет».

Здоровье – самое большое достояние каждого человека. Недаром первое, что люди желают друг другу при встрече – это здоровье. Человеческий организм обладает огромными возможностями для сохранения и поддержания здоровья. Но эти возможности не беспредельны. Если вредный фактор существует систематически, то состояние организма неизбежно начинает ухудшаться и возникает болезнь.

Если вы все учли, все уяснили, то сделайте еще одно усилие и решитесь никогда не прикасаться к рюмке! Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках.

свернуть

«Как рассказать ребенку о существовании ВИЧ/СПИД?»

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

1.Не избегайте сложных вопросов! Нужно помнить, что ребенок живет не в вакууме. Он смотрит телевизор, читает журналы, общается с друзьями и получает самую разную, зачастую неверную информацию. Если не начать обсуждать с ним трудные вопросы как можно раньше, кто-то другой, возможно не самый лучший кандидат, возьмет эту задачу на себя.

2.Чем раньше, тем лучше! У родителей есть уникальная возможность, которой нет ни у учителей, ни у воспитателей. Они могут стать первыми, кто заговорит с ребенком о данной проблеме, и когда он вырастет, никто не сможет ввести его в заблуждение неправильной информацией или отсутствием тех ценностей, которые Вы хотите ему привить.

3.Начинайте разговор сами! Нет ничего страшного в том, чтобы заговорить с ребенком о СПИДе самостоятельно. Естественно, разговаривая с ребенком, нужно использовать только те слова, которые он сможет понять.

4.Не стесняйтесь разговоров о сексе! Если Вы не дадите своему ребенку информацию, это сделают за Вас посторонние.

5.Необходима правдивая информация! Дети хотят, чтобы взрослые обсуждали с ними сложные вопросы. Каждый родитель имеет возможность говорить с ребенком о моральных и нравственных ценностях.

6.Дети не слышат тех, кто их не слушает! Если ребенок знает, насколько он важен для Вас, ему будет проще обратиться к Вам с вопросом.

7.Дети заслуживают честности! Ребенок любого возраста заслуживает того, чтобы ответы на его вопросы были честными.

 

«Как рассказать ребенку о существовании ВИЧ/СПИД?»

 

Нашим детям предстоит жить в мире, где есть эпидемия СПИДа. Говорить на подобную тему с ребенком нелегко и многие родители сомневаются, можно ли в принципе обсуждать такие вопросы с детьми, как и когда это лучше делать.

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И  СПИДЕ

ВИЧ-инфекция - это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); заболевание имеет очень длительный скрытый период, протекающий бессимптомно; ВИЧ поражает нервные и иммунные клетки. Истощившись, клетки иммунной системы разрушаются и погибают. Организм становится уязвим к инфекциям и вредным воздействиям внешней среды. В итоге заболевание, в основе которого лежит иммунодефицит, переходит в конечную стадию - СПИД.

 

ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированного человека к здоровому через сексуальные контакты.

 

ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированной женщины к ее ребенку во время беременности, во время родов или после рождения при грудном вскармливании.

Во много раз возрастает риск заражения при попадании инфицированной крови, что и происходит при внутривенном введении наркотических веществ; при этом иногда достаточно однократного введения.

 Вирус может попасть в организм с инфицированной кровью при пользовании общими бритвенными принадлежностями, иглами при нанесении татуировки, пирсинга.

ВИЧ не передается: через укусы кровососущих насекомых, в общественном транспорте, предметы обихода, через пользование туалетом, ванной, посудой и т.д.

 

КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ

Дети от 7 до 11 лет более способны к усвоению базовых знаний относительно ВИЧ/СПИДа. Им можно сказать, что СПИД - это болезнь, возникающая из-за инфекции, которая попала в кровь.

Для большей наглядности можно нарисовать схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает ВИЧ.

Предложите ребенку поиграть в "волшебный замок", представив, что организм человека - это замок, в котором живут сказочные жильцы - клеточки,поддерживающие порядок и чистоту своего дома. Но, как и всем живым существам, им необходимы отдых, питание и помощники. И у Вас появится возможность проверить знания и навыки ребенка в вопросах личной гигиены и продолжить формирование полезных привычек.

Подростки 12-17 лет важно обеспечить доступной всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ и мерах по его предупреждению, обстоятельствах, повышающих риск заражения. Откровенно поговорите со своим ребенком. Это может быть очень трудный разговор.

 Но имейте в виду риск инфицироваться ВИЧ для подростка вполне реален;

·

8.Терпение и труд, и еще раз терпение! Терпеливо слушая, мы позволяем ребенку думать самостоятельно и даем ему понять, что он достоин внимания.

9.Повторенье - мать ученья! Большинство детей и подростков могут усвоить лишь небольшую часть информации из одного разговора. Поэтому необходимо подождать какое-то время, а затем спросить ребенка, помнит ли он ваш разговор. Это поможет Вам поправить ошибки и восполнить то, что ребенок успел забыть.

10.Учитывайте возраст ребенка! Дайте ребенку информацию точную и подходящую для его возраста. Ребенку, не достигшему подросткового возраста, будет сложно понять, каким образом презервативы могут защитить от ВИЧ-инфекции. А если Вы не говорили с ребенком о сексе, то не стоит начинать этот разговор с проблемы ВИЧ/СПИДа.

11.Научите ребенка уважать себя! Чем лучше ребенок относится к самому себе, тем меньше вероятность рискованного поведения!

12.Безопасность ребенка - прежде всего! Некоторые взрослые до сих пор верят, что проблема СПИДа касается только представителей неких "групп риска" и совершенно не имеет никакого отношения к их детям. Не позволяйте собственным предрассудкам стать угрозой безопасности Вашего ребенка.

Вы не можете постоянно следить за тем, что делает Ваш ребенок;· именно Вы должны убедить Вашего ребенка принимать верные решения.

Подросткам необходимо предоставить полные знания о ВИЧ/СПИД, сексе и контрацепции. 

А также о том, каковы взгляды родителей на эти вопросы. Поэтому поговорите с ними о:

· Половой зрелости (развитии груди, менструациях, поллюциях и т.д.).

· О контрацепции, в частности о презервативах, средствах, помогающих предотвратить ВИЧ-инфекцию и заболевания, передающиеся половым путем, а также нежелательную беременность у девочек.

· Конкретно о заболеваниях,передающихся половым путем, включая и ВИЧ.

· Об опасности алкоголя и наркотиков.

С целью профилактики заражения ВИЧ и другими ИППП родители могут ориентировать подростков на:

· отсроченное начало половой жизни;

· принятие ответственного решения о вступлении в сексуальные контакты;

· соблюдение взаимной верности половых партнеров.

· взаимоуважении и взаимной ответственности за свое здоровье и здоровье партнера;

· использование презерватива при каждом половом контакте;

· отказ от употребления наркотиков.

ПОМНИТЕ, ЧТО ВАШИ ЗНАНИЯ О СПИДЕ - ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ УБЕРЕЧЬ ОТ НЕГО ВАШЕГО РЕБЕНКА. ОБУЧАЯ ЕГО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И НАПОМИНАЯ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ, ВЫ СОХРАНИТЕ ЕГО ЗДОРОВЬЕ!

свернуть

Консультация для родителей «Помощь родителей в учебе: какой она должна быть?»

Ни в коем случае ничего нельзя делать за него. Необходимо научить его правильно учиться, привить ему необходимые учебные навыки и после этого направлять и организовывать его действия.

Самое первое и основное, на что родители должны направлять внимание, — воспитание в ребенке чувства ответственности за то, что он делает. Если у ребенка есть такое чувство, это залог успеха в учебе и жизни.

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка.

Не запугивайте ребенка.

Не надо ставить никаких условий. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе.

Если ребенок не хочет делать уроки или говорит, что ему не интересно учиться, значит, надо искать проблемы, которые у него возникли и мешают ему понимать изучаемый материал. Если вовремя не помочь, то проблемы будут только накапливаться и наступит момент, когда уже никакие угрозы не заставят его садиться за уроки.

Ребенок должен постоянно ощущать, что вы в него верите и в любой момент можете ему помочь.

Не ругайте ребенка за плохие отметки. Очень важно по достоинству оценивать знания. Часто школьная отметка не отражает реальных знаний учащихся.

Ребенка же почему-то принято за ошибки ругать. Все его ошибки происходят от недостатка знаний и умений или же от непонимания. Если у него не хватает знаний, необходимо ему их дать. Если он чего-то не понимает, в этом виноваты взрослые, которые не смогли правильно построить процесс обучения ребенка.

Найдите способ заинтересовать ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость.

Мы должны заинтересовать ребенка учебой. Очень полезно беседовать с ним, как с равным, как бы советуясь.

Призывайте ребенка размышлять и рассуждать по поводу домашних заданий и его способностей выполнить эти задания. Тогда у него появляется желание испытать свои возможности, а это значит, он будет выполнять домашнее задание.

Хвалите ребенка, если он этого заслужил. Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы. Это будет вдохновлять его к новым достижениям.

Исключите из своего общения с ребенком оскорбления типа «бестолочь». А то ведь он вам может поверить.

Необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего отпрыска. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими). Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

О вреде длительного просмотра телевизионных передач, игры «в компьютер» знают все от мала до велика. Можно сделать эту неотъемлемую и любимую практически всеми детьми часть нашей жизни способом поощрения за успехи и достижения. Тем более что обязанности школьника требуют много сил, времени и здоровья.

Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьезному шагу ребенка («ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьезные обязанности»). Конечно, ваше дитя будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определенная самостоятельность. Контроль необходим (степень его проявления в компетенции каждого родителя), но все же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своем мироощущении, почувствовать себя старше.

У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место — письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом — учиться. Это хорошо и с точки зрения соблюдения правил гигиены — правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение.

Отдельного внимания заслуживает режим дня. Важно правильно распределить время учебы и отдыха, поскольку причиной проблем с учебой, поведением является повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания.

Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут.

Важно помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.

Помните, ребенок — это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

 

Мы желаем Вам терпения, а Вашим детям – успехов в освоении школьных знаний!

 

Подготовила педагог-психолог              О.Г.Бахар

свернуть