Внедрение модели организации индивудуальной профилактической работы в учреждении образования на ранней стадии выявления признаков десоциализации

Обоснование целесообраности (актуальности) темы инновации

 Система образования Республики Беларусь вышла на новый этап совершенствования воспитательной и идеологической работы – создание целостной образовательной среды, формирующейся содержанием образовательного процесса, используемыми инновационными технологиями и всей организацией жизни в учреждении образования и ближайшем социальном окружении.

В то же время, происходит утрата ориентиров в системе ценностей, возрастает влияние социальных сетей на несовершеннолетних, уменьшается влияние семьи на их воспитание.  В государственном учреждении образования “Средняя школа №5 г. Новогрудка” несмотря на разноплановую и содержательную профилактическую работу с учащимися, продолжают иметь место преступления и правонарушения среди несовершеннолетних, за период 2015-2020 год учащимися школы совершено 3 преступления и 5 правонарушений. Индивидуальная профилактическая работа, как правило, организуется и проводится по факту совершения ими противоправного деяния, из-за десоциализации несовершеннолетних.

Под десоциализацией понимается - процесс потери субъектом конкретных социальных ценностей и приоритетов, отказ от прежних правил, норм поведения, обычного образа жизни. Проявления десоциализации личности наиболее характерны для подросткового периода, что связано с противоречием между возросшими физическими возможностями, духовным самосознанием подростка и незнанием способов социального удовлетворения своих потребностей в мире взрослых. Проявляется интерес к самому себе, формирование собственных взглядов и суждений; появляются собственные оценки событий и фактов. Самореализация в социуме приобретает иные формы, вплоть до противоправных.

Десоциализация проявляется у подростков в виде несоответствия их поведения нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функцию институтов социализации (семья, учреждение образования). Как показывает практика, проявления десоциализации у подростков в наши дни является результатом взаимовлияния в подростковой среде, обусловленного совместным времяпровождением, общением в социальных сетях, а также влиянием СМИ, интернета, игровой зависимости и др. Именно в этот период огромное влияние оказывает среда проживания и ближайшее окружение. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение, чаще и в крайних формах стала проявляться жестокость и агрессивность, совершаются правонарушения и преступления, стали появляться новые формы десоциализации. 

Десоциализация имеет комплексную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися во взаимодействии и взаимовлиянии. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

Изучение организации профилактической работы в учреждениях образования показывает, что в учреждениях образования отсутствует обоснованный дифференцированный подход в работе с несовершеннолетними, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащихся и несовершеннолетними, совершающими противоправные действия; несвоевременно диагностируются отклонения в процессе нравственно-правового становления личности, не всегда принимаются адекватные психолого-педагогические меры. Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися организуется и проводится только по факту совершения ими противоправного деяния, профилактические меры сводятся, в основном, к информационной и просветительской работе. В учреждениях образования не полностью используется потенциал социально-педагогической и психологической службы в работе с родителями, социумом, отсутствуют эффективные формы и методы работы педагогов социальных, учителей, выполняющих функции классных руководителей, администрации школ для оказания педагогической помощи несовершеннолетним, ненадлежаще исполняющим обязанности учащегося или совершающими противоправные действия.

Актуальность темы заключается в необходимости изменения концепции профилактической работы. Работу необходимо продуманно дифференцировать, организовывая педагогическое взаимодействие с несовершеннолетними, неисполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащегося, и с несовершеннолетними, совершающими противоправные действия. 

При организации педагогического взаимодействия для исправления личности необходимо пользоваться тактикой положительного проектирования качеств личности и организацией опыта правильного поведения, учить несовершеннолетнего конструктивным способам решения проблем. Несовершеннолетний должен чувствовать себя активным творцом собственной жизни, а активное взаимодействие – совместная деятельность – позволит проектировать его поведение в конкретной ситуации, научить его переосмысливать происходящее.

Организация не только информационной и просветительской, но и предметно-практической деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, учет мотивационного аспекта обучения, использование субъектами взаимодействия с несовершеннолетним технологии позитивного восприятия его личности, позволит сделать процесс педагогического взаимодействия и индивидуальную профилактическую работу   результативной.

Программу индивидуальной профилактической работы необходимо планировать на основе всестороннего изучения проблем возникновения нарушений; выявления, осмысления и глубокого анализа основных причин, и особенностей личности несовершеннолетнего. Все это позволит выбирать эффективные формы и методы педагогического взаимодействия, включать в данное взаимодействие людей из наиболее значимого для несовершеннолетнего окружения. Знание причин позволит строить работу с несовершеннолетними не по свершившемуся факту, а с опережением, сделать процесс педагогического взаимодействия более результативным. 

свернуть

Цель и задачи проекта

Цель инновации – формирование социальной направленности поведения несовершеннолетнего во всех сферах его жизнедеятельности посредством внедрения модели организации индивидуальной профилактической работы.

Задачи проекта:

1. Изучить существующие теоретические и практические подходы к профилактической работе с несовершеннолетними.

2. Разработать критерии дифференциации учащихся при проведении индивидуальной профилактической работы.

3. Определить тенденции формирования положительных черт личности на различных этапах индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.

4. Разработать программу поэтапного педагогического взаимодействия  для несовершеннолетних:

              – не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности учащихся;

              – совершающих противоправные действия;

5. Определить эффективные формы и методы педагогического взаимодействия с несовершеннолетним в рамках внедряемой модели.

6. Разработать учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное педагогическое взаимодействие при проведении индивидуальной профилактической работы.

 

свернуть

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

В основу нововведения положены:

– идеи Дистервега , Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского и др. о том, что человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой, наследственностью, воспитанием. Ни одним из данных факторов нельзя пренебрегать, анализируя причины осложненного поведения подростка;

− теория социализации личности (В.А.Караковский, В.Т.Кабуш, В.М.Коротов, Л.И.Новикова и др.), основой которой является включение несовершеннолетнего в систему общественных отношений;

− учение о ведущей роли деятельности в становлении личности, ее собственной активности в процессе развития, воспитания и самосовершенствования (Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, К.В.Гавриловец, Ф.В.Кадол, И.И.Казимирская, Я.Л.Коломинский, А.И.Кочетов и др.);

– идеи А.С. Макаренко о том, что процесс переформирования личности необходимо организовать в два этапа: воспитание сознания и организация правильного поведения. Воспитание сознания, правильное понимание того, как нужно поступать, еще не предопределяет правильное поведение;

– результаты диссертационного исследования Г.Я. Бархерит в части  корреляционной зависимости между положительными и отрицательными чертами и качествами личности несовершеннолетнего, доказанные методами математической статистики.

свернуть

Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности

Критерии

Показатели

Методики

Социальная адаптированность

 

Умение строить свои взаимоотношения с окружающими, рационально решать жизненные проблемы,  правильно реагировать на конфликтные ситуации

 

1.Опросник социально-психологической адаптации (К.Роджерс и Р.Даймонд).

2.Измерение мотивации достижения (М.Ш.Эминов);

3.Методика исследования самоотношения (МИС);

 

Способность противостоять негативному влиянию

Умение рационально решать жизненные проблемы, принимать ответственность за свое поведение, делать правильный вывод

1.Методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению (К.Н.Томаса)

2.Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

3.Диагностика волевого самоконтроля (ВСК);

Уровень способности к саморегуляции  и дисциплинированности

 

-дисциплинированность

-обязательность, ответственность

Умение выполнять данное слово, отвечать за свои поступки. Умение доводить начатое дело до конца

 

1.Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК)

2.Анализ посещения учебных занятий;

3.Анализ выполнения учащимися правил внутреннего распорядка учреждений;

4.Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контатктов (В.В.Бойко);

5.Тест «Размышляем о жизненном опыте»

(В.Г. Максимов);

6.Тест «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов)

Участие в коллективных, общественных делах

 

 

Умение трудиться на благо общества, учебного заведения, класса

 

1.Методика «Выявление мотивов

участия учащихся в делах учебной группы» (О.В.Лишина)

2.Методика «Акт добровольцев» (Л.В.Байбо-родов)

3.Методика изучения личности учащегося и коллектива учебной группы (В.Г. Максимов);

4. Методика определения уровня развития самоопределения в коллективе учащихся (М.И.Рожков);

5.Анкета изучения уровня воспитанности школьников

-отсутствие вредных привычек

 

Наличие или отсутствие вредных привычек

 

1.Статистический и структурный анализ  состояния пьянства, курения, наркомании и вензаболеваний  среди учащихся;

2.Анкета «Проблема никотиновой зависимости»;

3.Анкета «Проблема наркомании»;

4.Анкета «Проблема алкогольной зависимости»;

5.Анкета «Знания о профилактике СПИДа»;

6. Анкета «Изучение мотивов курения» (А.И. Красило);

 

Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей результатами деятельности

Положительная динамика

 

свернуть