III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов

Фотоотчет о проведении родительского университета

Для просмотра нажмите

 

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов

" Факторы риска для здоровья     

современной молодежи"

 

К основным проблемам здоровья относятся:

Травмы

Ведущей причиной смертности и инвалидности среди подростков являются непреднамеренные травмы. Многие из погибших являлись «уязвимыми участниками дорожного движения», включая пешеходов, велосипедистов или пользователей моторизированных двухколесных транспортных средств.

 

Психическое здоровье

Депрессия является третьей ведущей причиной заболеваний и инвалидностей среди подростков, а суицид как причина смерти находится на третьем месте среди старших подростков 15-19 лет. Насилие, бедность, унижение и ощущение ненужности, может усилить риск развития проблем психического здоровья.

Содействовать хорошему психическому здоровью может воспитание у детей и подростков жизненных навыков, предоставление им психосоциальной поддержки в школах и других социальных условиях. Кроме этого, большое значение имеют программы, помогающие укреплению связей между подростками и их семьями. При возникновении проблем их следует выявлять и решать действиями компетентных и заботливых работников здравоохранения.

 

Насилие

Межличностное насилие является третьей по значимости причиной смерти среди подростков во всем мире, хотя распространенность случаев насилия в мире колеблется в значительных пределах в зависимости от региона.

 

ВИЧ/СПИД

Молодым людям нужно знать, как защитить себя, и они должны располагать этими средствами для достижения. Сюда относится возможность иметь презервативы для предотвращения передачи вируса половым путем, а также чистые иглы и шприцы для тех, кто потребляет наркотики внутривенно. Необходимо также улучшить доступ к тестированию ВИЧ и последующие лечение ВИЧ для ВИЧ-позитивных подростков.

 

Алкоголь и наркотики

Серьезную озабоченность во многих странах вызывает распространенное среди подростков пьянство, наносящее ущерб здоровью. Пьянство снижает самоконтроль и способствует поведению, сопряженному с риском, например, небезопасным половым сношениям. Пьянство является первопричиной травм (включая травмы, вызванные дорожно-транспортными происшествиями), насилия (особенно со стороны партнера) и преждевременной смерти. Оно также может вести к проблемам со здоровьем в более поздний период жизни и отразиться на ожидаемой продолжительности жизни. 

 

Недостаточное питание и ожирение

Многие мальчики и девочки в подростковый возраст в состоянии недоедания, что делает их более уязвимыми к болезням и ранней смерти. Количество подростков, страдающих излишним весом или ожирением, возрастает как в странах с низким, так и в странах с высоким уровнем доходов.

 

Физическая активность

Физическая активность имеет важнейшее значение для укрепления здоровья подростков, включая улучшение состояния органов дыхания, сердечно-сосудистой, мышечной и костной систем, поддержание здоровой массы тела, а также улучшение психосоциальных характеристик. ВОЗ рекомендует подросткам ежедневно уделять не менее 60 минут физической активности от умеренной до высокой интенсивности, включая игры, занятия спортом, а также активные способы передвижения (такие как езда на велосипеде и ходьба) или физическая подготовка.

 

Употребление табака

Подавляющее большинство людей, употребляющих табак в настоящее время, начали это делать, когда они еще были подростками (в возрасте до 18 лет).

 

свернуть

10 класс. Тема 1. СЕНТЯБРЬ

Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей.
Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения.

При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Здоровый образ жизни школьника включает:

§      правильное питание

§      занятие физическими упражнениями

§      закаливание

§      соблюдение режима дня

§      соблюдение норм гигиены

§      отказ от вредных привычек.

Правильное питание школьника должно быть:

§      соответствующим возрасту;

§      желательно четырехразовым;

§      сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;

§      полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.

У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50%. Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения

и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.

Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить.

Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.

Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.

Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если

попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

 
   

 

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

§      учебные занятия в школе;

§      учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);

§      сон;

§      питание;

§      занятия физическими упражнениями;

§      отдых;

§      занятия в свободное время.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

§      снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;

§      повышением количества ошибок наряду с  хорошо выученным правилом;

§      рассеянностью     и     невнимательностью     ребенка,     быстрой утомляемостью;

§      изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.

  • Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
  • Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.

Потребность в сне составляет:

  • в 10-12 лет – 9-10 часов,
  • в 13-14 лет – 9-9,5 часов,
  • в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.

Питание

Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.

Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

свернуть

10 класс. Тема 2. НОЯБРЬ

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения
влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребѐнку

 

 

 

Брошюра

свернуть

10 класс. Тема 3. ФЕВРАЛЬ

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения
репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного
воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Период юношества – период между половым созреванием и принятием молодыми людьми обязанностей и ответственности взрослых, является одним из последних социально-культурных новшеств. Ранняя половая зрелость и более позднее вступление в брак способствовали тому, что юность стала считаться отдельным этапом жизни.

Взрослая жизнь – это не только возрастной период, но и участие в труде, выполнение семейных обязанностей. Однако без надлежащей подготовки к взрослой жизни, в том числе семейной, или же в том случае, если сформировавшиеся позиции или модели поведения молодежи не могут быть адаптированы к изменяющимся социальным условиям, период юности может стать временем утраченных возможностей и повышенного, с медицинской точки зрения, риска.

Репродуктивное здоровье сводится к способности человека продолжать род. При его нарушении возникает бесплодие, являющееся серьезной проблемой в современном обществе. Удельный вес бесплодных браком в мире достигает 15%. Если родители знают возможные его причины и своевременно принимают меры к их устранению, неприятностей можно избежать.

Необходимо, насколько это возможно, оградить ребенка от действия болезнетворных факторов, которые могут вызвать нарушения репродуктивного здоровья (травмы, инфекции, яды, переохлаждение т.д). Следует своевременно, тщательно и в полном объеме лечить те заболевания, которые способны негативно повлиять на детородную функцию организма.

Родители должны обучать детей правилам гигиены тела и следить за их соблюдением.

Чем старше становится ребенок, тем больше внимания требуется уделять его сексуальному просвещению. Наряду с гигиеническими знаниями и знанием причин нарушения репродуктивного здоровья особое значение начинает приобретать информация о заболеваниях, передающих половым путем, наркомании и токсикомании, контрацепции и вреде абортов.

Браки и половая жизнь до вступления в брак

В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем 10 лет назад. В течение последних десятилетий резко активизировалась половая жизнь до вступления в брак, особенно в промышленно развитых странах (хотя в некоторых странах эта тенденция уже достигла своего пика и начала снижаться).

В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения.  В  моделях  семьи  отмечаются  значительные  различия,  и

отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.

Рискованное поведение подростков

В период взросления подростки часто оказываются в ситуациях риска. Эти ситуации помогают им определить, способны ли они решать проблемы, с которыми соприкасаются. Подростки могут ошибочно считать свое поведение, особенно если оно аналогично поведению взрослых людей, как лишенное какого бы то ни было риска. Иногда подростки полагают, что самым простым способом достижения статуса взрослых для них являются сексуальные отношения, беременность и рождение детей. Однако раннее начало половой жизни и связанный с этим риск нежелательной беременности зачастую сочетается с другими рисками, такими как курение, потребление алкоголя и наркотиков, которые снижают способность людей принимать обоснованные решения, в результате чего их поведение становится еще более рискованным. В тех случаях, когда в результате раздоров в семье, социальных изменений, гражданских беспорядков или войн нарушены семейные связи или системы социального обеспечения, положение подростков становится еще хуже.

Нищета, разлад в семье и неудовлетворенность родителей личной жизнью, различные чрезвычайные ситуации, влияющие на положение семьи, могут повысить риск того, что дети станут объектом сексуальной эксплуатации. Боязнь заражения ВИЧ/СПИДом привела к тому, что некоторые взрослые предпочитают иметь контакты с молодыми партнерами, надеясь, что они не являются инфицированными. Чаще всего объектами интереса и соблазна являются молодые девушки из бедных семей, которым предлагаются экономические и общественные блага в качестве платы за сексуальную связь.

Модели ухаживания и подготовки к началу половых отношений могут быть нарушены лицами более старшего возраста, которые зачастую руководствуются только плотским чувством.

Многие подростки вступают в первую половую связь со своими ровесниками. Некоторые девушки-подростки после первого полового контакта испытывают чувство разочарования, особенно если вскоре после этого отношения прерываются. Девушки, как правило, надеются, что связь будет постоянной и беспрерывной; а юноши зачастую испытывают другие чувства. Сформировавшаяся в сознании людей роль мужчин и женщин предусматривает доминирование мужчин.

Мальчики и юноши ведут себя рискованно чаще, чем молодые женщины.  Хотя  риск,  связанный  с  сексуальным  и  репродуктивным

поведением, представляет опасность для обоих партнеров, женщины в значительно большей мере испытывают на себе его последствия.

Опасность для здоровья подростков, вызванная половой жизнью

Существует серьезная опасность для подростков в связи с ранним началом половой жизни. В последние десятилетия снизился возраст достижения девушками физической половой зрелости. В результате этого увеличился период, когда молодые люди сталкиваются с рисками, связанными с половой жизнью, включая:

§      раннюю беременность, которая подвергает матерей-подростков в отличие от женщин более старшего возраста, большему риску материнской заболеваемости и смертности, а также подвергает опасности здоровье их детей;

§      заражение инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ/СПИДом.

Инфекциям, передаваемым половым путем, чаще всего подвержены молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. На этот возраст приходится также половина всех новых случаев инфицирования ВИЧ. Молодые женщины наиболее уязвимы в отношении ИППП. Опасность, связанная с ИППП и ВИЧ-инфекцией, возрастает из-за низкого статуса молодых женщин в обществе. Это зачастую приводит к тому, что их принуждают к половой жизни, и они не в состоянии убедить старшего по возрасту полового партнера пользоваться презервативами.

Риск, связанный с ИППП, особенно велик:

§      для молодых людей, которые начали половую жизнь в раннем возрасте, поскольку в этом случае более вероятно, что они будут менять половых партнеров;

§      для миллионов подростков, живущих и работающих на улице, для которых секс стал источником средств к существованию;

§      для замужних женщин, мужья которых вступают во внебрачные половые связи.

Подростковая беременность: желанная или нежеланная

Рождение детей у подростков, как в браке, так и вне брака, зачастую является незапланированным.

Высокому уровню не планируемых беременностей способствует целых ряд факторов. К ним относятся:

§      нежелательный секс (изнасилования и сексуальные домогательства).

§      двойной стандарт. Общество часто сурово осуждает за половое поведение, не соответствующее сложившимся в обществе представлениям, молодых женщин, но не молодых мужчин.

§      отсутствие информации и доступа к услугам в области планирования семьи.

§      неэффективное использование противозачаточных средств. Это может быть результатом использования ограниченного числа методов контрацепции или неадекватной информации о них.

Хотя в последние годы в программах охраны репродуктивного здоровья все больше внимания уделяется потребностям подростков, по- прежнему остается множество барьеров, которые препятствуют молодым людям иметь доступ к необходимым для них информации и услугам для предупреждения нежелательной беременности и ИППП.

Взрослые должны помочь подросткам осознать предстоящие родительские функции и выработать у наших детей ответственность за собственное здоровье. Подростки должны понять необратимый характер многих патологических изменений в организме, особенно в половой системе, которые в дальнейшем могут помешать их будущему материнству и отцовству.

10 советов психолога родителям для обсуждения с подростками вопросов психосексуальных отношений

1.   Выбирайте подходящие моменты для обсуждения

Сексолог Дебра Хеффнер в своей книге «От первых свиданий до взрослой жизни» пишет, что не нужно устраивать с ребенком один «большой разговор» про секс. Обсуждайте с ним эту тему шаг за шагом, выбирая подходящие моменты, — примерно так, как вы обсуждаете хорошие манеры, оказавшись за столом. Поводом для разговора может послужить и прочитанная книга, и любимая песня, и подготовка к уроку биологии. Например, увидев эротический эпизод в фильме, вы можете поговорить о том, что сексом занимаются не только для рождения детей, а первая влюбленность вашего подростка — повод обсудить контрацепцию.

Не стремитесь выглядеть идеальным — вы имеете право чувствовать дискомфорт или чего-то не знать. В таком случае Дебра советует сказать что- то вроде: «Признаюсь, мне неловко разговаривать с тобой на эту тему. Мои родители никогда не обсуждали со мной секс. Но это важно, и я хочу, чтобы мы могли говорить об этом откровенно».

2.   Расскажите о половом созревании заранее

Половое созревание девочек начинается с 8–9 лет, мальчиков — с 10–

11. Начните разговор об этом заранее, чтобы ребенок был психологически готов к физическим и эмоциональным изменениям, которые с ним произойдут. Желательно, чтобы дети имели представление о пубертате уже в 8 лет.  Рассказывайте  им не только  об их собственном  развитии, но и об изменениях, которые происходят с противоположным полом: мальчикам — о девочках, а девочкам — о мальчиках.

3.   Называйте вещи своими именами

Заменяя  названия  гениталий  иносказаниями  вроде  «пирожков» и «краников», взрослые дают понять детям, что настоящие названия стыдные. Секс-педагог Юлия Ярмоленко пишет, что правильно называть половые органы важно по нескольким причинам:

1.   Безопасность. Дети  должны  знать  слова  «влагалище»,  «яички»,

«мошонка», «анус», «промежность» и другие, чтобы иметь возможность рассказать о попытках насилия или о том, что кто-то прикасался к ним без их согласия.

2.   Гигиена. Невозможно научить ребенка важным правилам интимной гигиены, избегая названий половых органов.

3.   Здоровье. Если ребенок чувствует боль или дискомфорт, он должен уметь описать, что именно и где он ощущает.

4.   Удовольствие и принятие своего тела. Если у ребенка есть внутренний запрет на собственную сексуальность, если он считает какие-то органы «грязными», у него могут возникнуть проблемы с наслаждением от поцелуев, объятий и секса во взрослой жизни. Ему также может быть сложно описать партнеру, какие действия ему нравятся, а какие нет.

Чем раньше взрослые научат детей необходимым терминам, тем естественнее они будут их воспринимать и употреблять, когда это будет необходимо.

4.   Не скрывайте, что секс — это удовольствие

Дебра Хеффнер советует рассказать детям не только об опасностях, которые таит секс, но и о том, что он приносит радость, что оргазм — это очень приятно. Важно, чтобы подросток знал, что изучать и выражать свою сексуальность — нормально, что его тело может быть источником удовольствия. Но не забудьте подчеркнуть, что секс — это занятие для взрослых и что после полового созревания проходит еще 5–8 лет, прежде чем человек будет психологически готов к сексуальной жизни.

5.   Поговорите о контрацепции

В некоторых западных школах есть тренинги, где подростки вслух произносят при других слово «презерватив» и фразу «Давай воспользуемся презервативом», чтобы в нужный момент без смущения предложить партнеру предохраняться.

Психолог Людмила Петрановская говорит, что важно убедить сына или дочь в том, что в предохранении нет ничего стыдного, это не признак недоверия к партнеру, а простая мера безопасности, которая убережет от нежелательной беременности и венерических заболеваний, ведь даже самый симпатичный человек может быть заражен и не знать об этом.

6.   Покажите, где лежат презервативы

Некоторые родители считают, что свободный доступ к контрацептивам подтолкнет детей к сексу. Дебра Хеффнер пишет, что родители должны четко дать понять, что не хотят, чтобы их сыновья и дочери занимались сексом в юном возрасте, однако подростки должны иметь возможность предохраняться, если половой контакт все-таки состоится. Если вашему ребенку 12–13 лет, покажите ему, где у вас в доме хранятся презервативы, и подчеркните, что при необходимости он может ими воспользоваться.

Не забудьте сказать своим детям, что поддержите их в любом случае и что они всегда могут обратиться к вам, если подозревают, что беременны или у них заболевание, передающееся половым путем.

7.   Обсудите время начала сексуальной жизни

Если раньше секс до брака был табу, то сейчас, наоборот, групповое давление сверстников подталкивает подростка к сексу как можно раньше. Людмила Петрановская говорит, что важно убедить его, что никто не вправе диктовать ему, что норма, а что нет, распоряжаться его телом и настаивать на интимных отношениях. Что секс возможен только тогда, когда человек хочет этого сам, ведь это не просто механические действия, а ситуация, когда ты особенно уязвим и тебе легко сделать больно или неприятно. Поэтому решаться на секс нужно с тем, кому полностью доверяешь.

Учите подростка прислушиваться к себе, задавать себе вопросы: "Я соглашаюсь на это, потому что хочу сам или потому что боюсь потерять своего партнера?", "А без секса наши отношения будут продолжаться?"

8.   Расскажите о сексуальных домогательствах

Беседы  о неприкосновенности  тела  должны  вестись  родителями с самого детства. Но физические перемены в облике подростка могут привлечь к нему повышенное внимание, и это повод еще раз поговорить о сексуальных домогательствах. И маленькие дети, и подростки должны знать правило «Нет-уйди-расскажи»: скажи «нет» человеку, который предлагает тебе что-то нехорошее, немедленно уйди от него и расскажи об этом надежному взрослому. Скажите, что это правило касается всех, в том числе и хорошо знакомых людей (по статистике, большинство изнасилований совершают знакомые, друзья семьи и родственники жертвы).

Расскажите, что для секса нужно согласие обеих сторон, а передумать и сказать «нет» можно в любой момент, даже если оба уже раздеты. На эту тему  можно  вместе  посмотреть  простой  и остроумный  видеоролик

«Согласие. Просто как чай».

9.   Не избегайте сложных тем

Многие родители избегают непростых тем, связанных с сексом, например гомосексуальность или аборты. Но только вы надежный источник, из которого ребенок может узнать неискаженную, взвешенную информацию.

Не отзывайтесь презрительно о людях иной ориентации, объясните, что порно сильно отличается от реальности, что мастурбация — это нормальный инструмент познания собственной сексуальности.

10.   Дайте ребенку знать, что вам можно доверять и вы готовы спокойно и откровенно обсудить все, что его интересует. А главное, что вы всегда будете рядом, поддержите его в трудной ситуации и будете любить, несмотря ни на что.

Памятка для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы - самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».

«Правило пяти «нельзя»

-   Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

-   Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.

-   Нельзя садиться в чужую машину.

-   Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

-     Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

-   Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

-      Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

-     Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

-      Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

-   Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду.

-       Постоянное  чувство  одиночества,  бесполезности,  грусти,  общее снижение настроения.

  • Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание.
  • Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы.
  • Отсутствие целей и планов на будущее.
  • Чувство мотивированной   или   немотивированной   тревожности, страха, отчаяния.
  • Пессимистическая оценка своих достижений.
  • Неуверенность в себе, снижение самооценки.

-Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.

  • Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
  • Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
  • Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.
  • Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие заболевания, передающегося половым путем, недержание кала ("пачкание одежды"), энурез, беременность.
  • Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.

Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.

  • Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
  • Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
  • Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
  • Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
  • Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
  • Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
свернуть

11 класс. Тема 1. ОКТЯБРЬ

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к оказанию помощи своим детям в период профессионального самоопределения.

Задачи: содействовать формированию у родителей устойчивых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации старшеклассников;

обеспечить тесное сотрудничество школы и семьи в вопросах укрепления взаимоотношений между родителями и детьми.

Добрый день, уважаемые родители! Поздравляю Вас и Ваших детей с приближающимся окончанием школы. Ваши дети стоят на пороге новых начинаний, важных жизненных перемен. Нашим старшеклассникам пришло время определить свою дальнейшую жизнь и судьбу. В их жизни наступает ответственный и серьёзный этап – выбор будущей профессии. А наша с вами задача оказать им помощь и поддержку на этом сложном жизненном этапе.

Предлагаю следующий эпиграф для нашего занятия:

«Если вы удачно выберете

труд и вложите в него всю

свою душу, то счастье само

вас отыщет».

К.Д. Ушинский, 

русский педагог, писатель.

 

Дорогие родители, давайте порассуждаем. Согласны ли Вы с высказыванием? Как вы считаете, действительно ли важно правильно, «удачно» выбрать профессию (труд) для человека? Если профессия (труд) будет не соответствовать вашим первичным представлениям о ней, возможно ли «вложить в него всю свою душу»? Выскажите, пожалуйста, своё мнение.

Ответы родителей.

Обсуждение вариантов ответов.

 

Основная часть.

Проблема выбора профессии старшеклассником это, прежде всего, его собственная проблема. Однако, за редким исключением, это все же проблема не только ребенка, но и родителей, семьи в целом. Профессиональное самоопределение процесс долгий и нелегкий. У кого-то все складывается гладко: интересы совпадают со способностями, мнение детей с мнением родителей. Однако, такой вариант, скорее исключение. С решением о выборе профессии подростки напрямую сталкиваются уже в 14-15 лет, поскольку встает вопрос о выборе образовательного маршрута после 9 классов: пойти в 10-й класс или пойти осваивать профессию. Дилемма непростая, учитывая то, что не каждый учащийся является к этому моменту цельной личностью с прочной мировоззренческой позицией. Поэтому родители в первую очередь должны помочь своему ребенку сделать правильный выбор.

Давайте с помощью анкеты «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» определим степень вашего участия в подготовке ребенка к выбору профессии.

Анкета (для родителей) «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии».

Инструкция: Я сейчас зачитаю Вам ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно слушайте каждое  суждение. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «Да», если не соответствует, то «нет».

  1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
  2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги (информацию), бываем в музеях, на выставках.
  3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
  4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
  5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
  6. Я никогда бы выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
  7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
  8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
  9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.
  10. Если в школе будет организован школьный лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда пойдет.
  11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
  12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
  13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
  14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
  15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
  16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

Теперь подсчитаем, сколько баллов Вы набрали. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ: «да» 1,2,4,7,8,10,11,14,16;

              «нет» 3,5,6,8,12,13,15.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:

12-13 – можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;

8-11 – Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьника к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;

4-7 – этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;

0-3 – у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении  и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах [2, с. 45].

Итак, вы видите результаты анкеты и четко можете представить свою позицию на данный момент.

Интерактивное упражнение «Роль родителей». Сейчас давайте, разделимся на две группы (без ориентации на результаты анкеты): первая группа – родители, которые принимают активное участие в профессиональной ориентации ребенка, вторая – родители, которые считают, что при выборе профессии родителям не стоит вмешиваться в этот процесс. Первая группа родителей на стикерах записывает «почему старшеклассники нуждаются в помощи родителей», вторая группа на стикерах записывает «почему выбор старшеклассника должен быть самостоятельным, без участия родителей». После обсуждения родителей в группах, на доске презентуются результаты каждой группы.

(Ответы родителей).

Обсуждение результатов: и все-таки, на ваш взгляд, нуждается ли старшеклассник в моральной поддержке, подсказке родителей в период самоопределения? Готов ли он осуществить самостоятельный выбор в период самоопределения? (Ответы родителей).

Большое спасибо! Я думаю, что наша совместная работа поможет вам осознать важность участия родителей в процессе самоопределения вашего ребенка.

Видеоролик. Проблема выбора старшеклассниками своей будущей профессии весьма актуальна, как для самих подростков, так и для их родителей. Многие выпускники задаются вопросом: «В каком классе мне стоит задуматься о выборе своей будущей профессии?» Родители определяются с ответом: «Какова моя роль при выборе будущей профессии сыном или дочерью?»

Ответы на эти вопросы мы попробуем найти, просмотрев видеоролик «Профориентация старшеклассников» (https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/).

Как мы увидели, для подростка и юноши выбор профессии, в большей степени, это моральная проблема. Понятие «призвание» первоначально имело религиозный смысл: подразумевалось, что это Бог призывает человека к определенной деятельности, дав ему соответствующий социальный статус или путем индивидуального откровения (как Жанне д`Арк явилась во сне Богоматерь). Сегодня призванием обычно называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Однако склонности и интересы формируются и изменяются в процессе самой деятельности.

Выпускник с новеньким аттестатом о среднем образовании – словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше. Да и перед глазами нет придорожного камня, где было бы написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

 

 

В записных книжках А.П. Чехова можно найти такие слова: «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам он занимается наукой». Поменяться бы ученому и переплетчику местами! От этого выиграло бы общество, и сами бы они занялись любимым делом.

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.

Часть молодых людей руководствуется принципом: «корочка для полочки». В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Человек, имеющий высшее образование, обладает определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую должность, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы формально получить высшее образование.

На выбор профессии влияют много факторов: популярность профессии, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д.

 

Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упреков и натиска.

 

Релаксационно-аналитическое упражнение «Моё прошлое». Уважаемые родители, давайте погрузимся в свои воспоминания, мысленно вернемся в школьные годы, вспомним себя, период выбора будущей профессии. Кто повлиял на ваш выбор? Кто стал значимым человеком в этом выборе? Почему вы прислушались к его советам? (Родители высказываются, рассказывают о советах близких, значимых людей).

 

Уважаемые родители, в начале нашей встречи вы проанализировали вашу роль в оказании помощи своему ребенку в подготовке профессии. Замечательно, что многие из Вас осознают значимость и необходимость этой помощи для самого ребенка. Ведь семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы мечтаем, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с ними нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительней. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого старшеклассника, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной специальности. [1, с. 13].

Очень важно, чтобы родители также часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Необходимо, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот отвечает. И если старшекласснику кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что даннаю профессию он выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития. Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Часто, выбирая профессию, дети имеют весьма приблизительное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Жизненный опыт старшеклассника ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереальный характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребенка могут возникнуть вопросы о содержании профессии, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность», например, заявлять: «Хочу быть начальником». Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Часто дети могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых (родителей) в таком важном вопросе.

 

Интерактивное упражнение «Проблемная ситуация». Давайте рассмотрим возможные проблемные ситуации, которые могут возникнуть в процессе выбора будущей профессии и попробуем проиграть пути их решения, используя определенные роли: роль эксперта, роль советчика, роль специалиста.

Родители делятся на 4 группы. В каждой группе выбирается один человек, который будет играть роль ребенка. Остальные выполняют роль, предложенную педагогом, и «набрасывают» варианты решения проблемной ситуации. В ходе упражнения необходимо действовать по следующему алгоритму: «Роль – Проблема Решение».

1-я группа: Роль «родитель-эксперт» – проблема: старшеклассник не может определиться между двумя понравившимися профессиями (специальностями) – решение (как помочь в этом случае старшекласснику?).

2-я группа: Роль «родитель-советчик» – проблема: старшеклассник растерян и не может сделать выбор в пользу какой-либо профессии, ему ничего не нравится – решение (как помочь в этом случае старшекласснику?).

3-я группа: Роль «родитель-эксперт» – проблема: старшеклассник выбрал профессию, которая не нравится его родителям; объяснить почему именно эту профессию он выбрал у него не получается – решение (как помочь в этом случае старшекласснику?).

4-я группа: Роль «родитель-специалист» – проблема: старшеклассник выбрал профессию, ориентируясь на «красивое название» (либо по принципу династии), не учитывая свои индивидуально-личностные особенности – решение (как помочь в этом случае старшекласснику?).

Каждая группа самостоятельно в течение 10 минут решает проблемную ситуацию, а затем у доски двумя родителями (первый играет роль старшеклассника, второй – роль, предложенную заданием) проигрывается проблемная ситуация, выводятся пути ее решения.

(Работа по группам, презентация результатов работы).

Итак, мы подошли к обсуждению вопроса: Как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии?

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родители могут выступать как эксперты и поделиться той информацией, которой владеют: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для детей, если родители делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы особенно важны и производят на детей большое впечатление, если известно, каким образом завершился выбор профессии.

Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую Ваш ребенок выбрал. Опыт подобного общения способен подтолкнуть старшеклассника к выбору профессии и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной им специальности.

Будет очень хорошо, если у ребенка имеется запасной вариант при выборе профессии. Как правило, сами старшеклассники об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу ребенка. Обсудить со старшеклассником пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?» Тревожному ребенку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать» и т.д.

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. С одной стороны, трудовая семейная династия может ограничить вероятный выбор. Старшеклассник как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет, какие качества для нее требуются. Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет [1, с. 15].

Также, родители могут воспользоваться следующими рекомендациями.

 

Памятка для родителей старшеклассников «Как помочь ребенку выбрать профессию?».

Помогая ребенку выбирать профессию необходимо учитывать:

  • Профессия должна соответствовать профессиональным интересам Вашего ребенка. К 14 годам у многих детей уже есть профессиональные интересы, например, фотосъёмка, моделирование одежды, программирование, музыка, иностранные языки, спорт, биология, механика и т.д. Очень важно поощрять эти интересы – приобретать необходимое оборудование, литературу, записывать в кружки по интересам. Чем выше этот интерес, чем больше радости доставляет он ребенку, тем больше выбранная профессия должна включать этот элемент. Если же профессиональные интересы еще не сформированы, помогите Вашему ребенку поэкспериментировать с различными направлениями.
  • Профессия должна соответствовать особенностям личности ребенка, развивать его потенциал. Трудно себе представить нетерпеливого, неусидчивого архитектора или замкнутого, необщительного журналиста. Конечно, и такое случается, но в данных случаях исключения, скорее подтверждают правила.
  • Востребованность профессии на рынке труда. Люди работают не только для личностного развития, творчества, общения… но и для зарабатывания денег. Самый простой способ изучения информации о востребованности профессии – объявления об открытых вакансиях в интернете, СМИ, кадровых агентствах и Службе занятости. Так же полезно заглянуть в раздел «резюме» и Вы приблизительно сможете понять, в каких областях рынок труда перенасыщен специалистами.
  • Возможности получения образования по данным профессиям, в том числе и материальные возможности семьи. Предлагают ли УВО вашего города обучение по выбранной профессии, или нужно будет учиться в другом городе? Какова стоимость этого обучения? (https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Pomoshh-v-vybore-professii.pdf)

 

Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, и педагогов, и всех других взрослых, неравнодушных к судьбе молодых людей. Очень важно, чтобы наши дети выбрали профессию по душе, которая для них интересна и привлекательна. Когда-то Н.К. Крупская писала: «Только когда профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, тогда только может он черпать радость в свое труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».

 

Заключительная часть.

Самое главное для наших детей: в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится тот, кто поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в их силах и побуждает к достижениям уже в будущем. Спасибо за работу.

Наша встреча подходит к концу. Уверена, что сегодняшняя тема помогла Вам увидеть доминирующую роль семьи в профессиональном самоопределении старшеклассников, осознать потребность старшеклассников в родительской поддержке на этапе выбора будущей профессии. Здоровья, благополучия, удачи в воспитании и образовании детей. Успехов в выборе профессии!

Вопросы для обсуждения:

  1. Как Вы оцениваете свою роль в поддержке ребенка в своей семье? С какими трудностями и проблемами Вы сталкиваетесь?
  2. Считаете ли Вы актуальной тему сегодняшнего разговора? Аргументируете свою точку зрения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Рекомендуемая форма проведения занятия – интерактивная лекция, последовательное изложение материала по заявленной теме.

Проведению занятия предшествует предварительная подготовка: классный руководитель изучает литературу по теме занятия, осуществляет отбор необходимой информации, выбирает форму проведения занятия, готовит презентацию, подготавливает бланки ответов по анкете, осуществляет поиск рекомендаций, видеоролика, размещенных на интернет-ресурсе https://roduniversitet.bspu.by.

Эффективными методами и приёмами являются следующие:

опора на жизненный опыт родителей;

психологические советы и практические рекомендации по вопросам подготовки учащихся к выбору будущей профессии.

В качестве подведения итогов родителям предлагается выразить свою точку зрения по заявленной тематике и высказать впечатление от участия в занятии.

  1.  

 

 

Памятка

свернуть

11 класс. Тема 2. ДЕКАБРЬ

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернетзависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

Подробнее здесь

свернуть

11 класс. Тема 3. МАРТ

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Важнейшим аспектом нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время является организация подготовки молодежи к семейной жизни. Существует настоятельная необходимость формирования у молодежи системы представлений о нравственно-психологических основах семьи и брака, регуляции поведения в брачно-семейных отношениях.

Подготовка к семейной жизни в широком смысле этого слова предполагает решение ряда задач, большинство из которых непосредственно связано или пересекается с задачами общевоспитательной работы по формированию личности. Основы нравственного формирования личности создают фундамент, на котором строится более узкая, специальная подготовка молодежи к семейной жизни. Поэтому одной из главных задач подготовки подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям является формирование личности будущего семьянина.

Основное внимание уделяется формированию нравственного сознания, развитию нравственных качеств, привычек, воспитанию единства нравственного сознания, поведения и чувств молодежи, повышению нравственного уровня молодежи.

В более узком смысле речь идет о том, что для эффективного выполнения будущих семейно-брачных ролей молодые люди должны получить определенные знания, умения и навыки в области семейной жизни. Важная задача подготовки к семейной жизни - формирование у юношей и девушек адекватных установок в области семейно-брачных отношений.

Для эффективного выполнения будущих семейно-брачных ролей у молодого человека должна быть сформирована система позитивных установок, направленных на создание прочной, счастливой семьи и ответственное выполнение семейных функций (репродуктивной, воспитательной, экономической и др.). Необходимо в целом утвердить потребность человека в семье, веру в ее необходимость и святость; осознание человеком ценности семьи, ее роли в обществе и значения для развития личности; формирование и корректировку идеала семейной жизни; сформировать психологическую готовность иметь детей и стремление их правильно воспитать.

Особую задачу в подготовке молодежи к семейной жизни составляет формирование мотивации брака, психологической готовности к сознательному выбору спутника жизни, уточнению их личностной притягательности. При этом важно обеспечить достаточное информирование, усвоение необходимых сведений в этой области, а также выявление уже существующих представлений о любви, браке, семье, психосексуальные установки, ценностные ориентации современных юношей и девушек.

Одним из направлений подготовки молодежи к семейной жизни выступают также информирование о функциях современной семьи, особенностях становления молодой семьи, формирование ориентировочной основы, практических навыков регуляции, гармонизации семейно-брачных отношений, овладение приемами предотвращения деструктивных конфликтов в общении.

В широком плане цель подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни состоит в формировании активной жизненной позиции семьянина, способного к успешному построению брачно-семейных отношений и их гармонизации, обеспечению устойчивости брака, к выработке установок на ответственное супружество и родительство. Все это предполагает не только достаточное информирование молодежи о важнейших сторонах семейной жизни, но и создание соответствующих смысловых установок, практических навыков общения с людьми противоположного пола, осуществление половой социализации.

Одной из сторон качественной подготовки будущих семьянинов является степень информированности о будущей семейной жизни. Такая информированность определяется комплексом знаний о семье и браке, умений и навыков в области семейно-брачных отношений, и состоит из следующих компонентов:

1)            хозяйственно-экономическая подготовленность, включающая комплекс экономических знаний и хозяйственных умений, необходимых в быту, которыми должны овладеть юноши и девушки (равномерное распределение хозяйственных обязанностей между супругами, умение организовать быт и досуг, умение планировать и соблюдать семейный бюджет и др.);

2)      социальная самостоятельность - предусматривающая понимание будущими супругами ответственности за созданную семью, их экономическую самостоятельность, реальные возможности обеспечить семью материально, создать нормальные жилищно-бытовые условия и др.;

3)    социальные и правовые знания по семейно-брачным отношениям - заключающиеся в понимании социальной значимости семьи как ячейки общества (знакомство с основами семейного законодательства, с правами и обязанностями супругов, родителей, детей, с правовыми нормами, регулирующими отношения в браке, семье и др.);

4)       сексуальная воспитанность - наличие необходимых знаний об интимных отношениях в жизни супругов;

5)        нравственно-психологическая готовность к семейной жизни - заключается в целом ряде качеств (проявляется в серьезном отношении к браку, к выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за созданную семью, в готовности налаживать здоровую нравственно-психологическую атмосферу семьи, в умении улаживать сложные конфликты в семье, в

терпимости к недостаткам членов семьи, справедливости в оценке поступков супругов и др.).

Среди задач подготовки к семейной жизни в узком смысле слова большинство исследователей называют: формирование правильных представлений о браке и семейной жизни, обеспечение знакомства учащихся с особенностями психологии представителей противоположного пола, получение определенных знаний о взаимоотношениях представителей различного пола, получение определенных знаний о моральных нормах, регулирующих эти взаимоотношения, корректировку их общения, получение определенных знаний об основах семейной жизни, ведении домашнего хозяйства и т.п., умений и навыков, необходимых в организации семейной жизни.

Для вступления в брак и создания гармоничных семейно-брачных отношений большое значение имеет наличие у будущих супругов системы определенных умений и навыков, необходимых в семейной жизни. Попытка классификации основных умений, важных для вступления в брак и организации семейной жизни, была предпринята в исследовании В.Барского (1983), который выделяет следующие группы умений и навыков:

•      коммуникативные: устанавливать доброжелательные отношения с родителями мужа, жены, родственниками; выслушать супруга(у), чутко и тонко постигать внутренний мир супруга(и), другого близкого человека; предвидеть результат воздействия на взаимоотношения с супругом(ой); регулировать внутрисемейные отношения;

•   организаторские: организовывать многообразные виды деятельности семьи; организовывать отдых семьи, развивать традиции семьи;

•  прикладные: принимать гостей, организовывать интересную беседу за столом, оказать помощь в разных видах работы по дому;

•     гностические: анализировать свои действия и качества личности, уметь их совершенствовать и перестраивать. Конечным результатом подготовки к браку и семейной жизни является сформированность готовности к семейно-брачным отношениям.

Готовность к организации в будущем самостоятельной семейной жизни

- это готовность человека прежде всего к супружеским отношениям, так как несовершенство именно этих отношений в первую очередь дестабилизирует семью. Такая готовность обеспечивается при условии вооружения подрастающего поколения достаточными теоретическими сведениями о нравственных основах отношений между мужчинами и женщинами, а также при условии формирования опыта нравственных отношений между ними, практики нравственного поведения, меж полового общения юношей и девушек.

Готовность личности к браку складывается из биологической, социальной и психологической зрелости человека. В частности, социально

психологическая, эмоциональная зрелость супругов включает в себя относительную материальную независимость от родительской семьи, свободу от родительского контроля, способность брать на себя семейные и супружеские роли и ответственность за сохранение семьи, способность брать на себя ответственность за свои поступки и за последствия принимаемых решений, умение адаптироваться к супругу, умение говорить о значимых эмоциях и чувствах с супругом и контролировать их и т.п.

Выделяют следующие условия готовности к семейной жизни: 1)нравственная  готовность:  предполагает  гражданскую  зрелость

(обязательное среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания, возраст, экономическая самостоятельность, здоровье);

2) мотивационная (включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, ответственность за созданную семью, готовность к рождению и воспитанию детей);

3) психологическая (наличие навыков межличностного общения с людьми, единство или схожесть взглядов на жизнь вообще и семью в частности, умение создать морально психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности);

4) педагогическая (наличие необходимых знаний, умений и навыков, хозяйственно-экономические умения и навыки в домашнем быту, сексуальная воспитанность).

Нравственно-психологическая готовность молодежи к семейной жизни определяется ее социально-психологическими характеристиками, школой первой любви, многими практическими умениями и навыками.

Наряду с созданием общих представлений о брачно-семейных отношениях в русле подготовки к созданию брака следует обеспечить формирование у ребенка системы представлений о себе как человеке определенного пола. Осознание своей половой принадлежности и усвоение соответствующих - мужской или женской - ролей является одним из важнейших стержней формирования личности. Поэтому необходимо формирование у детей эталона настоящего мужчины/настоящей женщины и потребности следовать ему для обеспечения нормальной и эффективной социализации личности. По мнению физиологов, от своевременности и полноты процесса формирования психологических черт мужественности- женственности, постижения и интернализации половой роли зависят уверенность в себе, цельность переживаний, определенность установок и в конечном итоге эффективность общения с людьми, отношений в семье, в коллективе.

Отсутствие целенаправленного формирования представлений о мужественности-женственности, представлений о мужчине как муже, отце и женщине как жене, матери может вести к неправильным, нереалистичным ожиданиям, установкам по отношению к своему будущему супругу.

В подростковом возрасте организация подготовки к семейной жизни приобретает особую остроту и актуальность. Главным содержанием подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Психическое развитие в этом возрасте имеет свои специфические особенности и сложности, обусловленные социальной ситуацией и половым созреванием подростка. У мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола – «внутренняя позиция мужчины» или «внутренняя позиция женщины». Однако половое созревание само по себе ни в коем случае не определяет формирование личности подростка, оно лишь влияет на его физическое состояние. Общий характер чувств, привязанностей, идеалов в этот период во многом определяется сформированными свойствами личности, опытом дружбы, деятельности и общения со сверстниками и взрослыми.

В подростковом и юношеском возрасте у человека складываются уже сравнительно прочные представления и навыки в общении с представителями другого пола, представления о своем будущем супруге, о себе, как мужчине или женщине, а также идеальные представления о мужественности-женственности.

Современные идеалы маскулинности и фемининности отличаются достаточной противоречивостью. Фактически происходит ломка традиционной системы полоролевых представлений и соответствующих культурных стереотипов. Жесткие нормативные представления уступают место идее некоего континуума маскулинно-фемининных свойств.

Формирование у подрастающего поколения эталонов мужественности/женственности и оптимального отношения к противоположному полу является одним из ключевых моментов подготовки к семейной жизни. При организации воспитательной работы в этом направлении необходимо учитывать половозрастные особенности детей, динамику их психосексуального развития. Эти вопросы решаются в рамках полового воспитания и полового просвещения как составных частей общего нравственного воспитания личности.

В воспитании будущего семьянина огромная роль принадлежит семье. Семья является первичным институтом социализации подрастающего поколения, передачи опыта семейной жизни; ее воспитательное воздействие на ребенка трудно переоценить. Для ребенка, его нравственного, психического развития семья выступает как социальная среда самого ближайшего окружения. В семье ребенок получает первоначальные знания о мире, здесь формируется его характер, потребности, интересы, нравственные идеалы и убеждения, основы гуманистических и альтруистических чувств, в ней он усваивает моральные ценности, социальные нормы, формирует мироощущение и отношение к другим людям. Непосредственный опыт родительской  семьи  определяет  во  многом  процесс  личностного

самоопределения, сложившиеся установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни.

По мнению В.А.Сухомлинского, школа мудрости для каждого человека начинается в семье. «Первый и главный воспитатель ребенка, первый и главный педагог – это мать, это отец… Для того чтобы семья могла эффективно решать задачу подготовки достойной смены, она должна учить ребенка этому еще с колыбели» - утверждал В.А.Сухомлинский.

Поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семье и браке, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу. Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, материально-бытовые условия, личностные качества родителей, характер отношений в семье, духовно-нравственные интересы ее членов.

Особую значимость приобретает внутренняя атмосфера семьи. Формирование у детей качеств личности семьянина во многом определяется характером отношений их родителей. С первых дней своей жизни, через все детство будущие мужья и жены извлекают из отношений родителей уроки этики и психологии семейной жизни, распределения домашних обязанностей, культуры взаимоотношений мужа и жены. Культура взаимоотношений супругов является для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяет их установки на брак и семью. Условия и образ жизни семьи, личный пример родителей, гармония и красота их отношений создают тот неповторимый, своеобразный стиль семейной жизни, который и формирует у детей представления, чувства и необходимые качества будущих супругов и родителей.

От крепости и устойчивости семейно-брачных отношений зависит полноценное физическое и духовное развитие детей, психическое здоровье самих супругов.

В современной малодетной семье отношения между супругами являются основным фактором устойчивости семьи и определяют отношение к детям. Культура супружеских отношений поэтому является главным условием нравственно-полового воспитания детей в семье и подготовки их к будущей семейной жизни.

Благодаря механизму идентификации у мальчиков и девочек в семье формируются эталоны мужа и жены. Причем образцами выступают мать и отец. С детства у ребенка под влиянием образов отца и матери создается облик будущего супруга.

Под влиянием родительской семьи у ребенка формируются семейно- ролевые  представления  в  сфере домашнего  хозяйства.  Именно  в  ней

закладываются представления об организации хозяйственной деятельности в семье, о «современном мужчине» и «современной женщине».

Формирование репродуктивных ориентаций также происходит в большой степени под влиянием родительской семьи. Проведенные исследования показали наличие прямой связи между потребностью в детях у родителей и потребностью в детях у их взрослых детей.

Ориентация современных семей на рождение одного-двух детей оказывает существенное влияние на формирование репродуктивных ориентаций подрастающего поколения. Так, потребность в детях у супругов, выросших в однодетной семье, выражена значительно слабее, чем у супругов, выросших в многодетной семье.

Исходя из особенностей психологической атмосферы родительского дома, можно говорить об определенных семейных субкультурах (неудачные или удачные семьи). Разные семейные субкультуры по-разному формируют нравственно-психологический облик будущего семьянина, его знания, умения, ценностные ориентации, привычки, поведение и ожидания по отношению к партнеру по браку и браку вообще. Все это вместе составляет базис благополучной семейной жизни. Благополучный родительский дом формирует у детей положительные эмоциональные установки по отношению к будущему супругу и браку в целом, снабжает их необходимым для супружеского единения образцами поведения.

Сформировавшиеся в родительском доме положительные эмоциональные и нравственные установки, модели семейного (брачного) поведения создают больше перспектив для формирования собственного успешного брака у выходцев из благополучных семей.

Исследователями было также замечено, что развод родителей в несколько раз увеличивает вероятность развода у детей.

Таким образом, благополучие брака, как и пороки семейной жизни родителей, передаются как бы по наследству. Стиль и характер взаимоотношений родителей настолько сильно программирует стереотип брачно-семейных отношений, что отойти от негативной модели семейной жизни своих родителей взрослым детям не всегда удается.

В настоящее время во многих семьях наблюдается весьма противоречивое отношение к ребенку: с одной стороны - излишняя опека, освобождение его от ряда посильных для него обязанностей, удовлетворение всех материальных потребностей, с другой - недостаток внимания и общения. И то, и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Если в семье нет общих переживаний, взаимозаботы и чуткости, то блокируется развитие гуманистической направленности личности, что отрицательно скажется впоследствии на формировании качеств семьянина, готовности к семейной жизни, нравственной потребности в материнстве и отцовстве. Особенно ярко потребность в неофициальном, доверительном общении  со  взрослыми  выражена  в  старшем  школьном  возрасте,  что

обусловлено прежде всего появлением у старшеклассников ряда вопросов, ответы на которые они не могут получить в кругу своих сверстников (например, проблемы взаимоотношений с представителями противоположного пола).

Именно в общении со старшим поколением молодежь постигает смысл жизни вообще и смысл семейной жизни в частности. Вызывает беспокойство тот факт, что у многих подростков и юношей отсутствует доверительное общение с близкими взрослыми людьми - как с отцом, так и с матерью. Чаще всего в таком положении оказываются дети, выросшие в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. Образ жизни подобных семей и сложившийся в ней стиль взаимоотношений оказывают отрицательное воздействие на формирование у детей способности к полноценному общению. Дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношениях со сверстниками. У таких детей усложняется усвоение ролевого поведения в рамках своего пола. Излишняя опека или недостаток общения в семье пагубно отражается на формировании личности ребенка и не способствует подготовке его к будущей самостоятельной семейной жизни.

Несмотря на огромную роль семьи в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни и воспитании качеств будущего семьянина, анализ существующей практики свидетельствует о том, что даже в благополучных семьях не всегда раскрываются и далеко не полностью реализуются возможности воспитательного воздействия. Результаты проведенных исследований показывают, что участие большинства родителей в непосредственной подготовке своих детей к семейной жизни незначительные. Так, среди учащихся 10-х классов 86% юношей и 62% девушек не обсуждают со своими родителями вопросы, касающиеся взаимоотношений лиц противоположного пола, а также интересующие старшеклассников проблемы семейной жизни. Каждый четвертый из всех опрошенных юношей и девушек считает, что у его родителей устаревшие взгляды и представления о взаимоотношениях между полами, каждый пятый школьник отметил, что дружба со сверстником противоположного пола часто является причиной его конфликтов с родителями. Особенно велика доля родителей, которые избегают обсуждения со своими детьми важных для них вопросов полового воспитания, а многие из них просто не умеют и не знают, как вести разговор на эту тему.

Современные родители в большей степени, чем раньше, обладают разносторонними, в том числе и педагогическими знаниями, но далеко не все используют их в воспитании детей.

свернуть